БУДДИЗМ
БУДДИЗМ,
древнейшая мировая религия (одна
из трех, наряду с
христианством и исламом),
истоки которой восходят к
деятельности индийского
мудреца Будды Шакьямуни,
проповедовавшего в городах
долины Ганга примерно в 5 в.
до н. э.
Буддизм
никогда не знал ни единой
церковной организации (даже
в рамках одного государства),
ни других централизующих
социальных институтов.
Единственным общим для всех
буддистов правилом является
право хранить три
Драгоценности (три-ратна):
Будду, Дхарму и сангху, — что
и передавалось из поколения
в поколение практически по
всем странам Южной,
Восточной и Центральной
Азии, а в 20 в. — Северной
Америки, Европы, России.
Согласно этому правилу,
1)
Есть Будда —просветленное,
всеведущее существо,
достигшее духовных вершин
естественным образом через
развитие ума и сердца в
длинной последовательности
перерождений (сансара).
Главными из этих вершин
являются Просветление (бодхи)
и Успокоение (нирвана),
которые знаменуют
окончательное освобождение
(мокша) и достижение высшей
цели духовных устремлений в
индийской и других
восточных культурах, что
недоступно ни богам, ни
святым других религий.
2)
Есть Дхарма — Закон,
открытый Просветленным,
смысловое ядро Вселенной,
определяющее все процессы,
происходящие в мире,
взаимосцепленность и
взаимозависимость всего.
Этот Закон Будда постиг и
сообщил ученикам в виде
текста сутр (проповедей,
бесед). Тексты Закона Будды
несколько столетий
передавались изустно. В 80 до
н. э. они были впервые
записаны на пали, специально
созданном буддийскими
монахами языке
индоевропейской группы (близком
санскриту). Эти писания
составили канон школы
тхеравадинов (старейшин) и
назывались Три корзины (Трипитака,
на языке пали — Типитака):
Корзина устава, правил
поведения (Виная-питака),
Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака,
на пали — Сутта-питака) и
Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака,
на пали — Абхидхамма-питака).
Именно в корзинах, плетеных
коробах хранились пальмовые
листы записей текстов,
распределенных по отделам.
3)
Есть сангха — община равных,
не имеющих никакой
собственности,
нищенствующих (бхикху, на
пали: бхиккху), сообщество
носителей Закона,
хранителей знаний и
мастерства, которые из
поколения в поколение
следуют путем Будды.
Буддизм
начинался как движение
нищих и отверженных в
условиях распада родо-племенных
отношений и становления
раннегражданского общества.
Людям, не нашедшим себе
места в формирующихся
социальных структурах,
Будда предложил свой Закон (Дхарма)
и путь спасения от страданий
в общинном братстве,
пребывающем вне гражданской
жизни и государственных
институтов, но и не
порывающем с ними,
окормляющем граждан духовно
и кормящемся от них
материально. Таким образом,
жизнь на обочине общества, в
общине (сангхе), монастыре
становилась самым
подходящим местом для
совершенствования ума и
психики человека.
История
распространения
Уже
первые документальные
сведения о буддизме,
которыми стали выбитые в
камне указы императора
Ашоки (268-231 до н. э.),
объединившего северо-восточную,
северную и центральную
Индию, свидетельствовали об
огромном влиянии Закона
Будды на политику
государства. Ашока
стремился воздействовать и
на соседние страны, посылая
туда буддийские миссии, в
том числе и на далекую Шри
Ланку. Этим же временем
датируются и наиболее
ранние памятники культового
зодчества в буддизме, прежде
всего ступы — курганы над
останками Будды Шакьямуни,
которые раскопаны на
территории от долины Ганга
до северной окраины империи
в Гандхаре (восточная часть
современного Афганистана) и
которые сохранились
благодаря тому, что примерно
со 2 в. украшались каменными
пьедесталами, барельефами,
оградами и становились
центрами строительства
храмово-монастырских
комплексов.
Очевидно,
что сохранившиеся
материальные памятники
создавались значительно
позднее прихода буддийских
миссионеров в возникающие
государства. Так, в странах
Юго-Восточной Азии от Мьянмы
(Бирмы) до Вьетнама буддизм
закрепился постепенно в 1-3
вв. (в Лаосе лишь в 16 в.). На
острова Малайского
архипелага (прежде всего Яву
и Суматру) буддизм проник в
конце 7 в.
В
страны Средней Азии
буддисты пришли в 1 в. во
времена великой империи
Кушан,
покровительствовавшей
буддизму. Отсюда в этом же
веке по двум основным
караванным тропам Великого
шелкового пути буддисты
прибыли в города-государства
на территории современного
Синьцзяна (Восточный
Туркестан) и в китайскую
столицу Лоян. Из Китая
буддизм проникает во второй
половине 4 в. на Корейский
полуостров, а оттуда в
середине 6 в. в Японию.
В
Тибете буддизм
распространялся
преимущественно из Индии с
середины 7 в. Он стал
государственной религией в
Тибете со второй половины 8 в.,
в Тангутском государстве 9-13
вв. (северо-западная часть
современного Китая) — в 10 в.,
в Монголии во второй
половине 16 в.; с этого
времени его приняли и ойраты
(западные монголы),
сформировавшие в 17-18 вв.
огромное Джунгарское
ханство (простиралось от
Семипалатинска и степного
Алтая до Тибета на юге и Тувы
на востоке), а также
Калмыцкое ханство, вошедшее
в середине 17 в. в Московское
царство. Тогда же в него
вошло Забайкалье, которое
одновременно с русскими
заселялось бурятами, уже
исповедовавшими тибетский
буддизм. В 1741 императрица
Елизавета Петровна
узаконила буддизм и его
монастыри в России (в 1991
праздновалось его 250-летие в
нашей стране).
Одновременно
с распространением буддизма
на Север и Восток с 8 в.
начинается постепенный
упадок буддизма на западе и
юге Индийского
субконтинента, а также
изгнание монахов воинами
ислама с земель современных
Афганистана, республик
Средней Азии, Пакистана.
Направления
в буддизме и особенности их
учений
Многочисленные
формы современного буддизма
можно разделить на три
основные направления,
отличающиеся сводами
канонической литературы,
культовыми, поведенческими
и др. особенностями —
хинаяну, махаяну и ваджраяну.
(1)
Хинаяна (Малая колесница)
Буддизм
стран Южной Азии
представляет школа
тхеравада (учение старейшин),
являвшаяся в древности
одной из 18 школ Малой
колесницы (хинаяны),
отдельные канонические и
постканонические тексты
которых сохранились на
санскрите, а также в
китайском и тибетском
переводах. Трипитака
тхеравады — исторически
самая авторитетная запись
Закона Будды Шакьямуни. Уже
в Первой проповеди
Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра)
определена роль Закона: он
предназначен для тех, кто
намерен следовать к высшим
духовным целям,
освобождению от круга
перерождений, Срединным
путем (мадхьяма-пратипат),
пролегающим между двух
крайностей религиозной
жизни. Одна состоит в
удовлетворении мирских
желаний (ради этого
священнослужители
совершают ритуалы,
жертвоприношения и т. д.),
другая — в отказе от желаний,
в умерщвлении плоти, аскезе,
самобичевании ради свободы
собственного Я (атман) и
отождествлении Я с
Абсолютом (Брахманом или
Богом). Будда советовал
избегать обеих крайностей,
стремиться к равновесию, или
невозмутимости (упекша), в
поступках, словах, мыслях, к
любви (майтри) и состраданию
(каруна) ко всем существам, а
также к радости (мудита) от
чистоты намерений. Важным
условием такого образа
жизни, способствующего “истинному
познанию, умиротворению,
Просветлению, невозрождению
в мире скорби”, является
непривязанность, отрицание
собственного Я (анатман) и,
следовательно, Моего.
Одна
из форм изложения Закона в
тхераваде и Малой колеснице
—учение о “четырех
благородных истинах”: 1)
существование, состоящее в
рождении, старении, болезнях,
смерти, недостижении
желаемого и т. д. есть
страдание (духкха); 2) причина
страдания — жажда
чувственных наслаждений,
существования и гибельного
перерождения; 3) страдание
может быть прекращено
только искоренением этой
жажды, для чего предлагается;
4) Восьмеричный путь (он же
Срединный), включающий в
качестве ступеней
созерцание Закона,
размышление о нем, речь,
поведение, способ
поддержания жизни,
приложение сил, память и
сосредоточение.
Эти
четыре истины и различные их
аспекты (обычно называют 16)
выступают как объекты
углубленных раздумий и
медитаций, которым в
буддизме отводится главная
роль в познании и духовном
совершенствовании.
Состояние абсолютного покоя,
нирваны — конечная цель
религиозного пути,
предполагающего, по примеру
Будды, оставление всех
мирских забот и
обязанностей, забвение
привязанностей и
склонностей, разрыв
родственных уз и
пострижение в монахи (в
Малой колеснице только они
считались членами сангхи,
общины).
Будда
учил, что в мире нет вечных
сущностей, бессмертных
богов, нетленных душ, вообще
отсутствует какое бы то ни
было постоянство, а есть
лишь беспрестанное
чередование возникновения и
развития, разрушения и
гибели, пребывания в
непроявленном состоянии и
нового проявления. Этот
обратимый процесс сансары
безначален. За каждым из
существ тянется тяжелая
цепь кармы как результат его
деяний в бесчисленных
перерождениях, в которых он
уже побывал и богом, и царем,
и животным, и тварью ада. Но
наиболее благоприятна для
совершенствования и
достижения нирваны участь
человека.
В
отличие от других религий
Индии, буддизм отрицал
существование вечного
носителя кармы, т. е. души,
атмана. Согласно школам
хинаяны, лишь
самостоятельные
нравственные и духовные
усилия могут благоприятно
сказаться на судьбе
индивида, ибо над законом
кармы не властны ни иные
люди, ни боги, ни
сверхъестественные силы: “Чистота
и нечистота связаны только с
самим собой, одному другого
не очистить” (Дхаммапада,
165). Кармическая причинность
раскрывается в учении о 12
звеньях цепи
взаимозависимого
возникновения (пратитья-самутпада),
характеризующем прошлую,
настоящую и будущую жизни
индивида.
Среди
крупнейших представителей
хинаяны — мыслители 5 в.
Буддхагхоша и Васубандху.
(2)
Махаяна (Великая колесница)
Самые
ранние тексты махаяны —
сутры Совершенствования
мудрости (Праджня-парамиты, 1
в. до н. э. — 1 в. н. э.; уже со
второй половины 2 в.
переводились на китайский
язык). Согласно легенде, их
тоже произнес Будда
Шакьямуни, но смысл их не был
понят людьми, и поэтому эти
сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы)
и боги, пока не пришел
Нагарджуна (историки
датируют его жизнь 2-3 вв.),
которого махаянисты именуют
Вторым Буддой, и не
возвестил их вновь, дав
подробные комментарии. То же
произошло и с махаянскими
сутрами второго поколения,
которые были объяснены
людям Майтреей (или
Майтреянатхой) и Асангой в 4-5
вв. Тексты махаяны
записывались на санскрите;
со 2 по 11 вв. они активно
переводились на китайский
язык и были собраны в единую
колоссальную Трипитаку; с 8 в.
переводились на тибетский
язык и в 14 в. были
упорядочены в едином каноне,
состоящем из двух собраний:
Ганджур (Слово Будды в 108
томах энциклопедического
формата) и Данджур (Толкования
Закона индийскими мастерами
в 225 томах). Китайский и
тибетский каноны не
совпадают и включают в себя
также сутры хинаяны и тантры
ваджраяны, поскольку
махаяна признает
бесконечное многообразие
путей и способов
освобождения.
В
центре доктрины махаяны —
учение о небесных и земных
бодхисаттвах. Первые — это
существа, уже обретшие
Просветление (бодхи), но
давшие обет остаться в кругу
перерождений, чтобы
помогать другим существам
достичь этого состояния и
нирваны. Земные бодхисаттвы
— это монахи и миряне
махаяны, стремящиеся к
Просветлению из сострадания
к мукам ближнего. Делать это
нужно с любовью, но без
привязанности, чему можно
обучиться с помощью 10 (в
ранней махаяне — 6) видов
совершенствования: даяния,
нравственности, терпимости,
решимости, сосредоточенного
созерцания (медитации),
проникновенной мудрости,
способа, молитвы, силы и
знания. Обретаемое
совершенство
характеризуется, в
частности,
свехъестественными
способностями адепта:
ясновидением, яснослышанием,
чтением чужих мыслей,
памятью о прошлых
перерождениях, чудесной
силой. Бодхисаттва
постоянно в пути, накапливая
добродетели и знания,
постигая таинство “пустотности”
(шуньята).
Эта
великая Пустота (шунья),
которую можно созерцать, и
есть единственно подлинная
реальность. В ней пребывает
Будда — абсолютное единство
сущего, неотличимое от
Пустоты и неохватимое
мыслью (ачинтья). Все
остальное, начиная с сансары
и нирваны, является Иллюзией
(майя), обманом, игрой
сознания. Избавление от
Иллюзии — это достижение
состояния буддства, которое
есть всегда, везде и во всем,
в том числе в нас. Все
мироздание можно уподобить
Телу (кайя) Будды. Дхарма-кайя
— Тело Закона, которое есть
Будда и Пустота.
Главными
школами махаяны стали школа
срединников (мадхьямика) и
школа йоги сознания (йогачара,
виджнянавада), имевшие
несколько подшкол в Индии, а
ныне существующие среди
тибетцев, китайцев, японцев
и др. буддистов махаяны.
(3)
Ваджраяна (Алмазная
колесница, буддийский
тантризм)
Самые
ранние тексты (тантры)
Алмазной колесницы ученые
относят к 5-6 вв. Тантры учат
только посвященных (огромное
значение здесь придается
ритуалу) бесчисленным
способам йогической
практики. В своем учении
ваджраяна почти идентична
махаяне, однако считает
возможным обрести
Просветление именно в этой
жизни; разработала
многоуровневую систему йоги.
Существуют три внешние
системы тантризма: 1) Крийя-тантра,
или тантра действа,
ритуализма тела и речи, 2)
Чарья-тантра, или тантра
простой йоги ума, 3) Йога-тантра,
или тантра сложной йоги ума,
и три внутренние системы
тантризма: 1) Маха-йога, или
великая отцовская йога по
созерцанию Иллюзорного тела,
2) Ану-йога, или материнская
йога по созерцанию Пустоты,
3) Ати-йога, или йога Великой
полноты (дзогчен) как
состояние совершенства
Изначального Будды.
Более
ранние внешние системы
тантризма распространились
в Китае и Японии. Обе системы
тантризма практиковались
только в Индии, Гималаях,
Тибете и среди монгольских
народов, ныне этот тантризм (особенно
дзогчен) популярен на Западе
и в России.
Космология
Уже
самые ранние палийские
тексты представляли
мироздание постоянно
меняющимся циклическим
процессом. В каждом цикле (кальпа)
выделяются четыре
последовательные временные
стадии (юга): созидание мира,
его становление, убыль и
распад (пралая), длящиеся
многие тысячи земных лет, а
затем повторяющиеся в
очередном цикле. Вселенная
описывается в виде
вертикали 32-х миров, или
уровней сознания
пребывающих на них существ:
от тварей ада (нарака) до
неких недоступных
нирванических обитаний
просветленных умов в
нирване. Все 32 уровня
существования сознания
подразделяются на три сферы
(дхату или авачара).
Нижняя
сфера страстей (кама-дхату)
состоит из 10 уровней (в
некоторых школах — 11): ад,
животный уровень, преты (голодные
духи), человеческий уровень,
а также 6 видов
божественного. Каждый из них
имеет свои подуровни, напр.,
на уровне ада как минимум 8
холодных и 8 горячих адов;
классификации
человеческого уровня
сознания строятся на
возможности изучать и
практиковать Закон Будды.
Средняя
сфера — сфера форм и цветов (рупа-дхату),
представлена 18 небесными
мирами, населенными богами,
святыми, бодхисаттвами и
даже буддами. Эти небеса
являются объектами
медитации (дхьяна), во время
которой адепты могут
духовно посещать их и
получать наставления от их
обитателей.
Верхняя
— сфера — вне форм и цветов (арупа-дхату),
состоит из 4 нирванических “пребываний
сознания”, доступных тем,
кто обрел Просветление и
может обитать в бесконечном
пространстве, в бесконечном
сознании, в абсолютном ничто
и в состоянии вне сознания и
вне его отсутствия. Эти
четыре уровня являются и
четырьмя видами наивысшей
медитации, которые Будда
Шакьямуни освоил в
состоянии Просветления.
Циклы
космических катаклизмов
охватывают лишь 16 нижних
миров (10 из сферы страстей и 6
из рупа-дхату). Каждый из них
в период гибели распадается
вплоть до хаоса первостихий
(земли, воды, ветра, огня), в
то время как обитатели этих
миров с присущим им уровнем
сознания и кармы в виде “самоблестящих
и самодвижущихся”
мельчайших “светлячков”
переселяются на небо света
Абхасвара. (17-й мир, не
подвержен вселенскому
распаду) и пребывают там
вплоть до восстановления
космических и земных
условий, годящихся для
возвращения на их уровень.
При возвращении они
проходят долгую
биологическую и социально-историческую
эволюцию, прежде чем станут
такими, какими были до
переселения на Абхасвару.
Движущей причиной этих
изменений (как и всего
космического цикла)
является совокупная карма
существ.
В
буддизме, особенно в махаяне,
развивается традиция
опровержения идеи Бога-творца
(ниришвара-вада) логическими
средствами; сама эта идея
считается допустимой лишь
на обыденном уровне
сознания. Буддисты приняли и
“расселили” на нижних
небесах своей вселенной
всех богов индуизма, а также
и других религий, в
частности, в 20 в. —
христианства: Иисуса Христа
назвали великим небесным
бодхисаттвой, воплощавшимся
на земле. Некоторые
национальные школы буддизма
отождествляют высших будд
поздней махаяны и ваджраяны
с главными местными богами.
Напр., в японской школе
сингон будда Вайрочана
отождествлен с главной
богиней-прародительницей
синтоизма Аматэрасу. Тем
самым сохраняются обе
культовые системы и
устраняется раздор между
религиозными общинами.
Буддийские
представления о земном мире
(горизонтальная космология 6
нижних уровней сферы
страстей) весьма
мифологичны. В центре земли
возвышается огромная
четырехгранная гора Меру (Сумеру),
окруженная океанами,
горными цепями с четырьмя
материками (по сторонам
света) и островами за ними.
Южный материк — это
Джамбудвипа, или Индостан, с
прилегающими землями,
известными древним индийцам.
Ниже поверхности океанов
располагались 7 подземно-подводных
миров, самый нижний из
которых — ад. Выше
поверхности, на горе Меру
живут божества, на ее
вершине — небесные дворцы 33-х
ведических богов во главе с
Индрой.
Длительность
жизни на каждом уровне
вселенной различна: самая
короткая жизнь у людей и
животных, а выше и ниже она
удлиняется, время как бы
замедляет свой бег. Например,
50 человеческих лет — это
одни сутки богов сферы
страстей, голодные же духи (преты)
живут 500 земных лет.
|