главная
АНРОПОКОСМОС И ДУША В ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ
Я услышал как
из антропокосмоса души разносилось эхо: «Есть у Древа Жизни корень, который
ближе к поверхности почвы (обоз. 118
и 117).
Этот корень растет от правильных
взаимоотношений дети и родители.
Наблюдая за своей душой, демиурги
подбирают жизненные отношения к своим
детям. И есть у корней камень (обоз.
121), которые представляет выход к бытию и
демиургу Урсулу, из которого извлекают
разнообразие отношений между детьми и
людьми... далее»
|
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
10 ошибок в воспитании
ПОНИМАНИЕ И РЕЧЬ статья из книги Деятельность
ребенка, его старания схватить предмет и
манипулировать им позволяют ему
получить субъективное отображение
предметов и удерживать их в памяти.
Активность ребенка приводит к
формированию представлений о
вещественном мире и в конечном счете к
созданию программ действий. Это, в свою
очередь, является основной предпосылкой
для формирования речи и мышления.
Научиться говорить ребенок может только
на основе деятельности. На четвертом
месяце дети обычно начинают бормотать, а
уже на шестом многие пробуют подражать
услышанным звуковым сочетаниям.
Одновременно ребенок начинает
интенсивно копировать различные
выражения лица: он улыбается, смеется,
радуется, потом учится качать и кивать
головой и хлопать в ладоши. Когда эти
движения полностью освоены, ребенок
постепенно учится употреблять их
осмысленно, к месту. Родители должны
всячески поддерживать эти попытки,
используя короткие периоды
бодрствования ребенка, чтобы поговорить,
пообщаться с ним. Этим стимулируется
произнесение ребенком различных звуков. Взрослым
доставляет большое удовольствие
слушать малыша, вести с ним короткие
диалоги, побуждать его к бормотанию.
Бормотание—важное упражнение для
последующего говорения. Повторяются
простые, обычно бессмысленные слоги,
которые по-разному комбинируются друг с
другом. Малыши с удовольствием
повторяют такие звукосочетания, как “ма”,
“ха” и др. На
десятом месяце постепенно возникает
понимание роли языка, т. е. ребенок
начинает увязывать услышанное слово с
определенными предметами. Такое
понимание всегда предшествует
говорению, причем малыш уже может
осмысленно воспринимать простые
команды. Невнятный лепет, которым
изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12
месяцев, и его часто непонятная речь до
полутора и двух лет, которую можно
приравнять к произнесению отдельных
слов, должны всячески поощряться
родителями, причем необходимо всегда
отвечать на попытки ребенка пообщаться. Определенные
слова или жесты, употребляемые
взрослыми, уже к концу первого года
могут во многом определять поведение
ребенка. Так, покачивание головой или
возглас родителей в сочетании с
определенной информацией могут
остановить нежелаемые действия ребенка
и быть восприняты как запрет. В свою
очередь, одобрительные жесты вызывают у
ребенка желаемую реакцию. К
моменту своего первого дня рождения
большинство детей уже могут осмысленно
употреблять около пяти слов, к которым
обычно относятся такие: “мама”, “папа”,
“гав-гав”, “би-би”, “тик-так”, “пи-пи”
и др. Как правило, это
звукоподражательные слова, которые
одинаково звучат на разных языках, До
полутора лет малыши обычно обходятся
высказываниями, состоящими из одного
слова. В зависимости от ситуации одно и
то же слово может иметь разное значение.
Ребенок говорит “мама”, когда он видит
мать, если хочет ее позвать или не может
найти. Переход к многочисленным
репликам осуществляется постепенно. Во
втором полугодии второго года жизни
ребенка на первое место выступает
разнообразная самостоятельная
деятельность, направляемая родителями,
и тесно связанная с этим
восприимчивость малыша к речевым
импульсам. За этот период ребенок в
быстрой последовательности или
практически одновременно овладевает
умением свободно ходить прямо, а также
другими двигательными навыками; его
пальцы и руки приобретают необходимую
подвижность, улучшается артикуляция при
произнесении звуков. С помощью
родителей ребенок получает все больше
навыков по обращению с предметами
домашнего обихода. Он с интересом
наблюдает за взрослыми, подражает им,
учится ориентироваться в пространстве и
с величайшим рвением исследует
всевозможные предметы. В совместных
занятиях со взрослыми, которые по ходу
дела дают пояснения и показывают
ребенку окружающий его мир, малыш все
лучше и лучше начинает понимать речь.
Одновременно растет и
целенаправленность его действий,
развиваются мотивация,
сосредоточенность и внимание. Во второй
половине второго года жизни ребенок
начинает задавать вопросы: “Что это?”,
“А это что?” или просто — “Это?" Он
показывает на соответствующие предметы
и ждет от родителей o6ъяснений. Малыш уже
понимает, что каждый предмет имеет свое
название. Ребенок неустанно показывает
на одни и те же предметы, каждый раз
испытывая терпение родителей. Очень
важно, чтобы родители снова и снова
называли эти предметы отчетливо и
всегда одинаково, расширяя словарный
запас ребенка и его знания об окружающем
мире. К двум годам словарный запас
ребенка уже составляет 130—200 слов, к
концу третьего года—800—1300 слов. Ребенок
уже может рассказывать короткие эпизоды
или истории, причем в вопросах об
окружающем мире начинают доминировать
вопросы “почему?” и “как?”. Развитие
речи у детей происходит
дифференцирование по времени, так как
здесь многое зависит от условия
речевого общения в определенной семье и
от условий, в которых он живет. Кроме
того, играют роль врожденные или
наследственные факторы, такие, как тип
нервной системы, динамичность нервных
процессов или незначительные
отклонения в сфере чувственного
восприятия. Но и приобретенные факторы (речевые
навыки, наблюдательность и т. д.) имеют
большое значение. Все эти факторы, как
врожденные, так и приобретенные, взаимно
влияют друг на друга, и их действенность
во многом зависит от того, насколько
благоприятными для развития ребенка
будут условия в семье и в детском
дошкольном учреждении. Некоторые дети
очень рано начинают строить
многосложные предложения, другие в два
года имеют обширный пассивный словарный
запас, однако сами едва произносят слова. Девочки
часто опережают в речевом развитии
мальчиков одного с ними возраста. В этот
период именно группа детей одного
возраста в яслях дает ребенку множество
импульсов для говорения. (Конечно,
главную роль всегда играет речевое
общение взрослых с ребенком.) Чтобы
успешно поддерживать речевое развитие
детей, родители должны много
разговаривать с ними, отчетливо и
правильно произнося звуки. Нельзя
коверкать язык, подделываясь под
детскую речь, это может затормозить
процесс овладения речью ребенком. Надо
всегда поправлять малыша, если он делает
ошибки в речи. Для этого надо правильно
повторить предложение, произнесенное
ребенком с ошибками, и при этом не
настаивать, чтобы он снова повторил его,
теперь уже правильно. Конечно, правильно
произнесенное слово правильно и
запоминается. Однако, если постоянно
принуждать малыша повторять правильные
образцы, можно обескуражить его и
привить ему комплекс боязни
неправильного произношения. Не стоит
также пускаться в объяснения, связанные
с грамматикой и фонетикой,— ребенок не
осилит этого. Гораздо важнее дать ему
правильный речевой образец. Шаг за шагом
малыш усваивает новые слова и их
грамматические формы, а помощь
родителей может быть очень эффективной,
если она используют любую возможность,
чтобы в доступной форме рассказать
ребенку об окружающем его мире. К концу
третьего года жизни большинство детей
уже может вести беседы и связно
рассказывать о простых событиях.
|
|||||
|
||||||
|
Указатель:
А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| Р
| С
| Т
| Ю
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| Э
| Я
| главная| |
|||||
2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания про защиту прав интеллектуальной собственности. |
||||||
Площадь Встреч |