главная
АНРОПОКОСМОС И ДУША В ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ
Я услышал как
из антропокосмоса души разносилось эхо: «Есть у Древа Жизни корень, который
ближе к поверхности почвы (обоз. 118
и 117).
Этот корень растет от правильных
взаимоотношений дети и родители.
Наблюдая за своей душой, демиурги
подбирают жизненные отношения к своим
детям. И есть у корней камень (обоз.
121), которые представляет выход к бытию и
демиургу Урсулу, из которого извлекают
разнообразие отношений между детьми и
людьми... далее»
|
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
10 ошибок в воспитании
О ДЕТСКОЙ
ЖЕСТОКОСТИ cтатья из книги В.В.Зеньковского В
защиту тезиса о детской суровости
ссылаются преимущественно на жестокое
отношение детей к животным, которых они
любят мучить, к которым не испытывают
никакого сострадания. Никто не станет
отрицать, что дети действительно часто
мучат животных - особенно маленьких -
щенят, котят; но значат ли эти факты, что
дети действительно жестоки? Ведь если вы,
взрослый, начнете мучить животных, то
дитя всегда страдает от этого, плачет,
умоляет, чтобы бы вы оставили в покое
животное. Вообще, если дитя видит, что
кто-либо плачет, оно не может остаться
равнодушным, само плачет горькими
слезами, всеми силами старается помочь
обиженному. Если это верно в отношении к
человеку, то не менее верно и в отношении
к животному. И тот факт, что дитя само
нередко мучит животных, но не допускает,
волнуется, когда видит, что другие его
мучат, красноречиво говорит о том, что в
первом случае мы имеем дело не с
жестокостью, что психология ребенка
здесь более сложна. Дитя вовсе не
равнодушно к чужим страданиям, если
только оно видит перед собой собой
страдания; все то, что застилает детский
взор туманом, мешает видеть чужие
страдания, естественно делает его
нечувствительным и возбуждает у нас
подозрение в детской жестокости. К таким
факторам относится прежде всего и
больше всего - игр а. Уже в течение
первого года жизни дитя "изучает"
веши между прочим и таким образом, что
взявши их в руки, бросает их на пол; если
вы подымете вещь, дитя снова и снова ее
бросит. Если бы мы, взрослые, не
останавливали детей, не следили за ними,
не убирали вещей со стола, дети много
могли бы напортить нам. Между тем у
ребенка не только не действует здесь "инстинкт
разрушения", но, наоборот- все это
одушевляется чистым интересом познания:
для того, чтобы познакомиться с вещью, с
ее свойствами, дитя и бросает ее.
Самоподражание, о котором нам не раз
приходилось говорить, закрепляет это в
некоторую привычку. Мы, взрослые, часто
сердимся, если видим, что дети не дорожат
своими вещами и ломают их, а некоторые
педантичные педагоги выдумали даже
правило, что если дети "небрежно"
обходятся со своими игрушками. то
необходимо у них отнять эти игрушки на
время и таким учат к бережливому и
благоразумному отношению к вещам. Но
забывают в таком случае, что такая
бережливость и благоразумие прежде
всего неестественны в такое время, что
дитя испытывает действительную
склонность к тому, чтобы разбирать вещи
на части и таким образом лучше их
познавать. Дитя и без того переживает в
раннем детстве на каждом шагу
ограничения в своей игре, ибо перед ними
все с большей ясностью обрисовывается, в
противовес широкому созданного
воображением - строгий и неизменный "порядок"
действительности. Чем чаще дитя
приходит к выводу, что не со всем можно
играть, тем больше ему хочется свободно
играть с вещами, животными. Поистине,
здесь, как это подметил Адлер,
сказывается потребность в психической
компенсации, в связи с все возрастающим
объемом тягостного и принудительного
приспособления. Если только вы не очень
суровы, то дитя охотно станет играть с
вашими волосами, вашим костюмом; ему
нравится, если вы притворно выражаете
испуг - это повышает ценность "победы",
придает вообще большую значимость игре.
Вообще, это не есть проявление злого
начала в ребенке, - а проявление игры
фантазии, потребность в свободной
активности, желание всего коснуться, все
взять в руки, попробовать заглянуть, что
находится внутри. Само собой разумеется,
что для детей, как и для нас, взрослых,
гораздо приятнее играть с живыми, чем с
мертвыми вещами. Когда играем мы,
взрослые, то мы очень рады, если
встречаем какие-либо затруднения - ведь
иначе победа в игре доставляет никакого
удовольствия. Но точно то же переживают
и дети: если дети с вами играют "в
прятки" и вы скоро находите дитя, то
дитя сердится на вас, что вы не хотите с
ним играть - ведь весь смысл игры
заключается в том, чтобы найти тогда,
когда "трудно" найти. Дети особенно
любят играть С теми, кто "умеет"
долго не находить спрятавшееся дитя и
при этом еще разыграет целую историю
("Господи, да где же это Ваня? Пропал!
Пропал и не найти его. Что же я скажу его
маме?..." и т.д.). Вместе с тем дети так
настойчиво стремятся изучать все то что
они видят, - активно, поп oculis, sed manibus, не
глазами только, но и руками... ныне
педагогика сама старается привить
школьникам эту манеру основательного,
"трудового" изучения явлений, - а
дитя естественно идет именно этим путем.
И как дети не могут равнодушно глядеть
на ваши часы, лежащие на столе, и если
только вы не остановите дитя, то оно
непременно возьмет часы в руки и начнет
их "крутить", - точно так же дитя не
может равнодушно глядеть на животных,
особенно на малых (щенят, котят, на
птичек) и непременно хочет взять их в
руки, вообще коснуться их. То, что эти
маленькие существа пищат, оказывают
сопротивление, барахтаются - только
повышает удовольствие игры. Дитя и не
думает о том, что своими экспериментами
делает больно животным, оно отдается
своим экспериментам и забывает, что в
его руках живое существо. А мы, взрослые,
разве не забываем, увлекаясь какой-либо
игрой с живыми существами, что это живые
существа? Кто не знает, что охотники
часто бывают необыкновенно мягкими,
любят животных, но, отдаваясь влечению
игры на охоте, неутомимо и безжалостно
преследуют животных? А в социальных "играх",
когда мы увлекаемся гневом, когда
интригуем или фантазируем, кокетничаем,
- разве ты не забываем о том, что перед
нами живые существа? Разница только та,
что в нашем распоряжении есть всегда
достаточно материала, чтобы понять, что
делается с живым существом, когда мы с
ним играем, а дети этим материалом не
обладают. Дитя вообще мало думает о
внутреннем мире других людей, в своем
естественном эгоцентризме, этой
естественной сосредоточенности на
самом себе, дитя находится как бы в
зачарованном кругу, из которого ему
трудно выйти. Если оно видит ваши слезы,
если видит, что нас другие обижают, оно
исполняется такого гнева на обидчика,
оно плачет за вас горше и сильнее, чем вы
сами; но когда оно само вас обижает, оно
кажется нам нечутким, жестоким. Не ясно
ли, что тут дело новеене в жестокости? Мы
просто не понимаем детей в этом случае,
мы меряем детей на свой аршин. Да, если бы
это мы, с нашим чувством
действительности, с вашим пониманием
чужой душевной жизни, делали то, что
делают дети, - это безусловно было бы
жестокостью, но ведь дети так мало еще
входят в чужую душевную жизнь! Они играют
с животными, с людьми, наслаждаясь не
мучениями, а сопротивлением отсутствием
той безответности, которая делает часто
безвкусной игру с вещами. Мы могли бы
назвать детей жестокими, если бы они,
сознавая с полной ясностью, что вам
больно и тяжело, продолжали мучить вас, -
но таких случаев так мало! Дитя подымает
за одну ножку котенка, который отчаянно
пищит, барахтается, царапается дитя
довольно, как довольны бываем и мы, когда,
например, в артист сделает какой-нибудь
необыкновенный номер. Своеобразная "жадность"
к театру, к зрелищу отодвигает и для нас
все то, что стоит за этими
необыкновенными номерами. Отчего же мы
удивляемся детям? Я не хочу здесь
заниматься апологией игр детей,
связанных с мучением животных; я хочу
лишь заглянуть в их душу. Дети не дадут в
обиду своих котят и щенят, они
безропотно позволяют им играть с собой;
я знал одно дитя, которое безропотно
снесло, когда комнатная собака, с
которой оно играло, укусила его в щеку;
дитя не позволило наказать собаку. Для
него это было лишь неприятным эпизодом в
игре... Родители
часто упрекают детей в равнодушии к ним,
в нечутком и "черством" отношении.
Большею частью эти упреки основаны на
том, что дети беззаботно и весело играют
в дни горя, болезней, напряжения...
Неужели и это признать выражением
детской неотзывчивости? Дети
действительно "эгоцентричны" -
таков естественный и необходимый в
психическом их созревании факт. Ведь
если бы дети не были эгоцентричны, не
были погружены в свой детский мирок, это
могло бы иметь самое губительное
последствие для нежного их существа,
которому еще нужно расти, расправлять
свои силы. Дитя должно в это время жить
для себя, - и слава Богу, если дети играют
и беззаботны - придет и для них время
неразрешимых задач, мучительных дум.
Медленно научаясь понимать чужую душу,
дитя естественно не понимает горя
родителей; а если оно поймет, если вберет
его в свою душу, как сгибаются под
непереносимой тяжестью слабые детские
плечи! Мы
видим, что обычные упреки, посылаемые
детям в том, что они жестоки, -
несправедливы. Если мы освободимся от
неверного суждения о том, что называется
детской жестокостью, то и психология
детского гнева предстанет перед вами в
более правильном освещении.
|
|||||
|
||||||
|
Указатель:
А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| Р
| С
| Т
| Ю
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| Э
| Я
| главная| |
|||||
2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания про защиту прав интеллектуальной собственности. |
||||||
Площадь Встреч |