главная
АНРОПОКОСМОС И ДУША В ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ
Я услышал как
из антропокосмоса души разносилось эхо: «Есть у Древа Жизни корень, который
ближе к поверхности почвы (обоз. 118
и 117).
Этот корень растет от правильных
взаимоотношений дети и родители.
Наблюдая за своей душой, демиурги
подбирают жизненные отношения к своим
детям. И есть у корней камень (обоз.
121), которые представляет выход к бытию и
демиургу Урсулу, из которого извлекают
разнообразие отношений между детьми и
людьми... далее»
|
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
10 ошибок в воспитании
О ЧУВСТВАХ РЕБЕНКА
К САМОМУ СЕБЕ статья из книги В.В. Зеньковского Не
только в течение первого года жизни,
как мы уже указывали, но и в течение
раннего детства дитя не знает
настоящей любви к самому себе. Этот
чувство предполагает устойчивый
интерес к самому себе, чего мы совсем
не находим в течение раннего детства.
У ребенка есть много чувств,
направленных к его собственной
личности, но все эти чувства не могут
быть охарактеризованы, как любовь к
самому себе. Если субъективное
самосознание развивается очень
медленно, то интерес к своей личности
развивается еще медленнее. Не
надеясь исчерпать большую и трудную
тему остановлюсь лишь на наиболее
существенном, - подобно тому, как в
реакции страха и гнева мы имели дело с
двумя полярными выражениями этих
чувств, так и в чувстве самого себя
дитя стоит перед двумя выражениями
этого чувства. Одно опирается на
сознание своей силы и подымает
творческое, активное самочувствие,
открывает дорогу для активности,
укрепляет сознание своей ценности;
другое, наоборот, опирается на
сознание своей слабости, озлобляет
дитя, как бы подрезает его крылья,
понижает желание действовать,
тягостным чувством негодности и
ненужности разливается в душе.
Чувство своей силы и чувство своей
слабости - таковы две полярные формы
самочувствия, развивающиеся очень
рано у ребенка. По этим двум руслам
бегут новые и новые чувства своего "я",
усиливая и одно и другое. Опыт дает
достаточно материала для развития
обоих чувств - ибо одно связано с
творческой активностью, с пробами
самостоятельного и свободного
проявления своей личности, а другое
связано с отказом от своей воли,
с приспособлением к другим и
подчинением им. Всюду, где дитя может
осуществлять свои желания, оно
переживает бодрое сознание своей силы,
непосредственно переживает свое "право"
на самостоятельную активность, - и
всюду, где оно не смеет, не может
осуществлять того, что хочет, где дитя
должно приспособляться, у него
развивается сознание границ его сил,
сознание слабости, даже бессилия.
Первое чувство имеет положительное
значение, второе - отрицательное;
первое подымает общее настроение,
создает творческие импульсы,
пробуждает новые силы, ставит новые
задачи, манит дитя к новой и новой
деятельности. Успех окрыляет дитя,
подымает тон его самочувствия,
внушает ему веру в себя. Наоборот,
чувство своей слабости имеет совсем
иное влияние - оно заставляет дитя
отрекаться от своих планов и порывов,
убивает порывы, заставляет дитя
подчиняться чужой воле, вызывает
болезненное ущемление в личности,
подрывает веру в себя. Дитя
приспособляется к другим, чувствует
себя неспособным, негодным...
Нормально в душе нашей живут оба
чувства, взаимно уравновешивая друг
друга, но сплошь и рядом - и у детей это
особенно часто - доминирует какое-либо
одно чувство. Дети, которые чаще, ярче
переживают чувство своей силы,
становятся самоуверенными, упорными,
настойчивыми, самолюбивыми,
хвастливыми, тщеславными: все это
является результатом яркого развития
у них чувства своей силы. Дитя
привыкает к тому, что его все зовут
умным, милым, прекрасным, удачным, оно
привыкает к похвале, любит и само
похвастаться своим платьицем,
игрушками, иногда само говорит себе
похвалы. Если дитя в самом деле быстро
развивается, его успехи невольно
вызывают всеобщие похвалы и
восхищение - и дитя начинает невольно
думать о себе очень высоко, считает
себя чем-то необыкновенным. Конечно,
рано или поздно придет конец этому
самомнению, - и дитя, которое считало
себя каким-то чудом, неизбежно
переживет жестокое разочарование в
самом себе и может совершенно
потерять веру в себя, как мы говорим -
махнуть на себя рукой. На
основе высокого мнения о себе нередко
развивается одно из наиболее ядовитых
чувств в нашей душе- зависть: чужие
успехи мучат нас, мы хотим царить
всегда и во веем. Уже в раннем детстве
нередко приходится наблюдать
тлетворное дыхание зависти, - особенно
это чувство усиливается в случае
сближения детей из разных социальных
слоев. При развитии напряженного
самолюбия дети вообще становятся
необыкновенно чувствительны к тому,
что говорят о них другие люди.
Попробуйте прочитать выговор таким
детям в присутствии чужих - почти
всегда это действует очень болезненно
на самолюбивых детей. Неумелые укоры
наши нередко не только не вызывают
желания стать лучше, но лишь озлобляют
детей; повышенная чувствительность
детей к тому, как относятся к ним
окружающие, дает место многим тяжелым
и даже роковым в развитии юного
существа ударам. Немного
иную картину представляет развитие
ребенка, если дитя особенно часто
чувствует свою слабость, свои
недостатки, не смеет, не решается
проявить свои желания. Вся личность
ребенка приобретает печать какой-то
забитости, придавленности,
психической угнетенности. Глаза
такого ребенка не смотрят смело и
весело, в них часто виден страх,
робость, какая-то сковывающая дитя
застенчивость, напряженное внимание,
быть может лицемерие; движения -
осторожны, робки, нерешительны, какие-то
сдавленные. Дитя не только не имеет
веры в себя, но оно считает себя никому
ненужным, чужим, заброшенным; не менее
первого ребенка дитя второго типа
становится болезненно чувствительным
ко всяким уколам самолюбия. Оно готово
признать себя неспособным,
бесталанным, лишь бы не слышать
презрительных отзывов, лишь бы не
замирать от стыда и Соли, когда при -веек
указывают на его недостатки, - и
нередко оно становится социально
тупым, словно его привыкли раздевать
при всех, привыкли издеваться над ним.
Оно уже теряет стыд, тупо и злобно
слушает аттестации себе, - лишь где-то
там, в глубине, закипают слезы
бессильной злобы и обиды. Психическая
депрессия, пассивность овладевают
душой ребенка, не растут крылья в душе,
не хочется проявлять свою инициативу,
общий упадок, общая апатия, нередко
злоба оседают в пуще. Мы видели на
классификации детских типов Леогафта,
как велико и глубоко влияние чувств
силы я слабости в развитии и
организации детского характера, - эти
чувства как бы направляют развитие
души, формируют самый важный, я
значительный материал, из которого
строится характер. Здесь залягается
основной фонд наших запросов и
склонностей, определяется
направление в развитии личности. Сфера
чувств, о которых мы ведем речь,
требует усиленного и вдумчивого
внимания к себе со стороны родителей и
педагогов. Хотя в раннем детстве
отсутствует "эгоцентрическая
установка", нет культа своего "я",
но дитя, не сознавая этого, все же все
время занято собой, глубоко переживая
и радости, и горе, и успехи, и неудачи. А
мы, взрослые, нередко, не понимая того,
что творится в детской душе, наносим
ей тяжелые раны: достаточно, например,
указать на наше отношение к детскому
упрямству. Как отмечает Штерн,
упрямство - это упорное отстаивание
своей воли, нежелание склониться ни
перед просьбой, ни перед наказанием -
начинает проявляться уже в течение
первого года жизни; конечно, раннее
детство несет затем с собой развитие
упрямства.
|
|||||
|
||||||
|
Указатель:
А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| Р
| С
| Т
| Ю
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| Э
| Я
| главная| |
|||||
2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания про защиту прав интеллектуальной собственности. |
||||||
Площадь Встреч |