главная
АНРОПОКОСМОС И ДУША В ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ
Я услышал как
из антропокосмоса души разносилось эхо: «Есть у Древа Жизни корень, который
ближе к поверхности почвы (обоз. 118
и 117).
Этот корень растет от правильных
взаимоотношений дети и родители.
Наблюдая за своей душой, демиурги
подбирают жизненные отношения к своим
детям. И есть у корней камень (обоз.
121), которые представляет выход к бытию и
демиургу Урсулу, из которого извлекают
разнообразие отношений между детьми и
людьми... далее»
|
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
10 ошибок в воспитании
ПРИЧИНА ДЛИННОГО
ДЕТСТВА статья из книги Cовременная
наука так отвечает на этот вопрос. Все
живые существа получают свои основные
силы благодаря наследственности, и им
нужен лишь некоторый опыт, некоторая
помощь со стороны родителей, чтобы вести
самостоятельную жизнь. Если бы человек
был существом только физическим, - и его
тело могло бы в течение нескольких
недель стать способным к выполнению
всех движений. Но чтобы войти в общество,
дитя должно созреть не только физически,
но созреть и духовно. Все, что
человечество добывало в течение своей
истории, все это передается в сгущенном
виде от поколения к поколению. Язык,
религия, нравы и обычаи, памятники
литературы, результаты науки, - все это
нужно усвоить, все это наследство нужно
сделать своим, нужно его узнать и им
овладеть. Только благодаря тому, что
каждое поколение приобщается к тому, что
было добыто предыдущими поколениями,
человечество не топчется на одном месте,
но с каждым поколением идет вперед.
Социальный прогресс возможен только
потому, что результата деятельности
предыдущих поколений сохраняются и
передаются по наследству следующим
поколениям. Здесь мы имеем дело уже не с
физической наследственностью, с помощью
которой дитя от родителей получает те
или иные свойства, а с социальной
наследственностью. Всю совокупность
духовного содержания, накопленного
предыдущими поколениями, называют
традицией, - и вот для усвоения традиции
нужно столь длинное детство, какое
свойственно человеку. Мы не можем стать
людьми в истинном смысле этого слова,
пока мы не приобщимся к традиции, пока мы
не усвоим ее главного содержания. Hи один
человек, конечно, никогда не в состоянии
усвоить всего содержания традиции, но от
поколения к поколению в живом
социальном общении, в живом социальном
единстве хранится эта традиция. Через
одно усвоение языка и слов, его
составляющих, дитя приобщается к
великой исторической работе
человеческого духа, овладевает чудесным
орудием мышления. Смысл детства
заключается, таким образом, в усвоении
необходимого материала традиции,
которое вводит дитя в современную жизнь,
в ее искания и стремления, ее устои и
обычаи. Через традицию душа ребенка
наполняется "чужим" содержанием, но
оно очень скоро становится своим, родным,
- да и правильно! Ведь общество - это мы
сами, и погружаясь в традицию, мы
остаемся в родной среде. Один
из выдающихся исследователей детской
души (К. Грос "Душевная жизнь ребенка")
высказал одну мысль, которой нам нужно
коснуться. Имея в виду то, что игры
занимают столь важное место в детской
жизни и установив, что в играх дети
упражняют свои физические и психические
силы и как бы начерно подготавливаются к
жизни, Грос резюмировал свою теорию в
таких словах: "Мы не потому играем, что
мы дети, но для того и детство нам дано,
чтобы мы играли". Смысл детства
действительно заключается в играх; в них
дитя развивает свои силы, но развивает
их не механически, а в осмысленных играх,
в которых содержание взято из
окружающей жизни. Если бы, однако, дитя
развивало свои силы на реальных
предметах (ездило бы, например, на
настоящей лошади), оно при своей
неловкости и слабом понимании
окружающего могло бы скоро погибнуть.
Игры могут быть плодотворными, могут
сыграть свою роль лишь в том случае, если
дети пользуются при этом невинным,
неопасным материалом (веревочки вместо
лошадей). На небольшом и невинном
материале дитя с помощью воображения
строит себе мир, в котором оно может
безопасно делать любые движения.
Воображение является, поэтому главной
психической силой, на которую опирается
процесс формирования детской души. В
воображаемом мире не только легка, но
вместе с тем и неизбежна свобода; перед
ребенком открывается широкий
психический простор, благодаря чему
имеют возможность проявляться все силы
детской души. Но
почему рано развивается воображение и
как оно обслуживает раннюю активность
дитяти? Мы уже видели, что воображение,
есть не что иное, как та психическая
работа, в которой чувства находят свое
"выражение", вообще раскрытие.
Всякое эмоциональное возбуждение ведет
к работе воображения. Вместе с тем, надо
иметь в виду, что наша активность может
иметь два регулятора - волевой и
эмоциональный. В системе психических
сил раньше действует эмоциональный
регулятор; активность ребенка (помимо,
так называемой, рефлекторной,
инстинктивной и импульсивной
активности) вызывается эмоциональными
переживаниями его. Волевой же аппарат
создается позднее и в некоторых своих
функциях (в развитии задержек) вообще
созревает медленно. Итак, ранняя стадия
детской жизни представлена широким
развитием эмоциональной жизни и в связи
с этим развитием воображения. Интеллект
растет пока медленно, равно как и
волевой аппарат. Так
психический уклад ребенка
соответствует задачам детства: яркое
развитие эмоциональной жизни
способствует росту воображения, и игры
развиваются на материале, наполовину
сотканном из воображения. Усвоение
социальной традиции (наряду с развитием
телесных и духовных сил составляющее
основное содержание детской жизни) тоже
облекается в значительной мере в форму
игр. Дитя "начерно" - на материале,
наполовину сотканном с помощью
воображения, - усваивает самые различные
социальные отношения. Остроумно говорит
по этому поводу один мыслитель, что
поэзия с ее вымышленными героями
прививает "яд" социальных
отношений, чтобы ослабить
действительное приближение к
запутанной социальной жизни, - подобно
тому, как прививка оспенного яда
предохраняет от действительной болезни.
Играя, мы легко и просто усваиваем
различные социальные "позы",
различные отношения, игра, поэтому
является очень существенным фактором
асоциальном созревании ребенка. Все
игры, действительно, социальны по своей
конструкции; когда нет налицо реальной
социальности, дитя создает воображаемую
(например, куклы). Одушевляя всю природу,
даже мертвые вещи (мебель, игрушки и т. д.)
дитя бесконечно расширяет свои
социальные горизонты. Оно дышит и живет
социальными переживаниями; в социальной
среде находит для себя выход и в то же
время питание его эмоциональная сфера.
Подлинный дух солидарности струится в
играх детей, являясь как бы голосом
природы, указывающим на существенное
значение социальности в развитии
человека. Как
превосходно показал в своих трудах
американский ученый Болдвин,
самосознание ребенка развивается при
непрерывном взаимодействии его с
социальной средой. Дитя очень рано, еще
до возникновения мышления в его
подлинных формах, обнаруживает
поразительную способность к
социальному ориентированию. Надо
сказать, что во внутреннем мире юной
души занимают огромное место два
переживания - переживание своей силы и
переживание своей слабости. Из
переживания силы, которое накапливается,
растет и концентрируется на протяжении
всей жизни, рождается самоутверждение
личности, вообще развивается и зреет
индивидуальность с ее собственной
инициативой, творчеством. Смелость,
порой упрямство, сила воли, уважение к
самому себе, стремление настоять на
своем, добиться осуществления своих
планов - таковы те психические факты, в
которых обнаруживается рост
индивидуальности. Но не менее
существенную роль в созревании личности
играет и переживание своей слабости, - и
оно тоже является центром, вокруг
которого всю жизнь собираются
однородные переживания. Через эти
переживания глядит в индивидуальность с
социальная среда, к которой ей
приходится приспосабливаться; с которой
необходимо считаться. Приспособление,
послушание, подражание, смирение,
стремление к образованию, работа над
собой, самоограничение, привычка
считаться с людьми, наконец, весь
процесс усвоения традиции - все это
формы второй активности.
Индивидуальность и социальная среда как
бы воспроизводятся в глубине самой
личности, образуя два полюса, вокруг
которых вращается весь психический
процесс. Дитя с самых первых дней учится
социальному ориентированию: оно
распускается на руках у матери и
сравнительно скоро успокаивается у
строгой няни; оно не рискует настаивать
на своем в присутствии отца, но нет ему
никакого удержу, когда дитя имеет дело с
доброй бабушкой. Кто не знает этого, если
он имел дело с детьми? Одновременное
существование двух полюсов
психического развития имеет огромный
смысл. Личность выйдет однобокой, если
один полюс будет развиваться за счет
другого: личность выходит узко-эгоистичной,
любящей только себя, упрямой,
деспотичной, если в ней слабо
развивается второй психический полюс,
если она не считается с социальной
средой. Но личность действительно
теряет себя, теряет свои силы,
творчество, способность к инициативе,
становится дряблой и не умеет отстоять
свою личность, если в ней
преимущественно развивается
приспособление к социальной среде.
Социальная среда не должна подавлять
личность, но личность не должна забывать
о социальной среде; лишь одновременное
развитие индивидуальной силы и
социальных навыков намечает путь
нормального развития личности Задача
воспитания, формулированная как
развитие личности для нее самой, не
только будет односторонней и жизненно
опасной, - но она лишила бы личность
важнейшего момента в ее созревании, она
уродовала бы личность, лишая ее
плодотворного социального питания.
Личностъ ребенка может нормально
развиться лишь в социальных условиях.
Задача воспитания в том и заключается,
чтобы эти социальные условия не
подавляли, а питали личность, а с другой
стороны, чтобы личность проявляла себя
не в грубом самоутверждении, но в
истинном сотрудничестве с другими
людьми. Развитие истинной солидарность
не есть только социальный идеал, не есть
только требование жизни, - нет - это путь,
намеченный природой человека. В
развитии солидарности, не подавляющей
личность, к связывающей ее в тесном
сотрудничестве с социальной средой,
заключается лучшее средство создать
нормальные условия созревания детской
души.
|
|||||
|
||||||
|
Указатель:
А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| Р
| С
| Т
| Ю
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| Э
| Я
| главная| |
|||||
2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания про защиту прав интеллектуальной собственности. |
||||||
Площадь Встреч |