главная
АНРОПОКОСМОС И ДУША В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Я услышал как из антропокосмоса души разносилось эхо: «Есть у Древа Жизни корень, который ближе к поверхности почвы (обоз. 118 и 117). Этот корень растет от правильных взаимоотношений дети и родители. Наблюдая за своей душой, демиурги подбирают жизненные отношения к своим детям. И есть у корней камень (обоз. 121), которые представляет выход к бытию и демиургу Урсулу, из которого извлекают разнообразие отношений между детьми и людьми... далее»
|
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
10 ошибок в воспитании
ПОНИМАНИЕ И РЕЧЬ статья из книги Деятельность ребенка, его старания схватить предмет и манипулировать им позволяют ему получить субъективное отображение предметов и удерживать их в памяти. Активность ребенка приводит к формированию представлений о вещественном мире и в конечном счете к созданию программ действий. Это, в свою очередь, является основной предпосылкой для формирования речи и мышления. Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям. Одновременно ребенок начинает интенсивно копировать различные выражения лица: он улыбается, смеется, радуется, потом учится качать и кивать головой и хлопать в ладоши. Когда эти движения полностью освоены, ребенок постепенно учится употреблять их осмысленно, к месту. Родители должны всячески поддерживать эти попытки, используя короткие периоды бодрствования ребенка, чтобы поговорить, пообщаться с ним. Этим стимулируется произнесение ребенком различных звуков. Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание—важное упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши с удовольствием повторяют такие звукосочетания, как “ма”, “ха” и др. На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е. ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами. Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может осмысленно воспринимать простые команды. Невнятный лепет, которым изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12 месяцев, и его часто непонятная речь до полутора и двух лет, которую можно приравнять к произнесению отдельных слов, должны всячески поощряться родителями, причем необходимо всегда отвечать на попытки ребенка пообщаться. Определенные слова или жесты, употребляемые взрослыми, уже к концу первого года могут во многом определять поведение ребенка. Так, покачивание головой или возглас родителей в сочетании с определенной информацией могут остановить нежелаемые действия ребенка и быть восприняты как запрет. В свою очередь, одобрительные жесты вызывают у ребенка желаемую реакцию. К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: “мама”, “папа”, “гав-гав”, “би-би”, “тик-так”, “пи-пи” и др. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках, До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит “мама”, когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно. Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступает разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями, и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам. За этот период ребенок в быстрой последовательности или практически одновременно овладевает умением свободно ходить прямо, а также другими двигательными навыками; его пальцы и руки приобретают необходимую подвижность, улучшается артикуляция при произнесении звуков. С помощью родителей ребенок получает все больше навыков по обращению с предметами домашнего обихода. Он с интересом наблюдает за взрослыми, подражает им, учится ориентироваться в пространстве и с величайшим рвением исследует всевозможные предметы. В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела дают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. Во второй половине второго года жизни ребенок начинает задавать вопросы: “Что это?”, “А это что?” или просто — “Это?" Он показывает на соответствующие предметы и ждет от родителей o6ъяснений. Малыш уже понимает, что каждый предмет имеет свое название. Ребенок неустанно показывает на одни и те же предметы, каждый раз испытывая терпение родителей. Очень важно, чтобы родители снова и снова называли эти предметы отчетливо и всегда одинаково, расширяя словарный запас ребенка и его знания об окружающем мире. К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 130—200 слов, к концу третьего года—800—1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы “почему?” и “как?”. Развитие речи у детей происходит дифференцирование по времени, так как здесь многое зависит от условия речевого общения в определенной семье и от условий, в которых он живет. Кроме того, играют роль врожденные или наследственные факторы, такие, как тип нервной системы, динамичность нервных процессов или незначительные отклонения в сфере чувственного восприятия. Но и приобретенные факторы (речевые навыки, наблюдательность и т. д.) имеют большое значение. Все эти факторы, как врожденные, так и приобретенные, взаимно влияют друг на друга, и их действенность во многом зависит от того, насколько благоприятными для развития ребенка будут условия в семье и в детском дошкольном учреждении. Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в два года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова. Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. (Конечно, главную роль всегда играет речевое общение взрослых с ребенком.) Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, это может затормозить процесс овладения речью ребенком. Надо всегда поправлять малыша, если он делает ошибки в речи. Для этого надо правильно повторить предложение, произнесенное ребенком с ошибками, и при этом не настаивать, чтобы он снова повторил его, теперь уже правильно. Конечно, правильно произнесенное слово правильно и запоминается. Однако, если постоянно принуждать малыша повторять правильные образцы, можно обескуражить его и привить ему комплекс боязни неправильного произношения. Не стоит также пускаться в объяснения, связанные с грамматикой и фонетикой,— ребенок не осилит этого. Гораздо важнее дать ему правильный речевой образец. Шаг за шагом малыш усваивает новые слова и их грамматические формы, а помощь родителей может быть очень эффективной, если она используют любую возможность, чтобы в доступной форме рассказать ребенку об окружающем его мире. К концу третьего года жизни большинство детей уже может вести беседы и связно рассказывать о простых событиях.
|
|||||
|
||||||
|
Указатель:
А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| Р
| С
| Т
| Ю
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| Э
| Я
| главная| |
|||||
2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания про защиту прав интеллектуальной собственности. |
||||||
Площадь Встреч |