главная
|
Глава 2. Мир как всеобщее предприятие Интуиция причастности человека к единому мировому бытию, органической принадлежности его ко всем пластам природной реальности, исторической включенности общества в глобальные — планетные — и космические процессы с древних времен приводила к исканию “мировой космической связи”, “космического общения”. Эти искания, проникнутые “чувством всемирности жизни” [10, с. 308], веками выливались в формы социально ориентированных космических устремлений человечества, которые отражались в философском и научном творчестве разных мыслителей, стремившихся “выяснить роль человека в космосе и ближайшие перспективы его дальнейшей эволюции” [87, с. 54]. Идея устроения бытия в доступной охвату человеческим трудом и мыслью действительности, организации гео- и космо-социального, подлинно всемирного исторического процесса — становления целесообразно устроенного общества и духовно обоснованной организованности области его творческой активности — несомненна для всех направлений идейной школы космизма. При входе в логическое русло космософских воззрений становится совершенно ясным отношение космизма к чистому идеалу или "Божественному": прагматическая ценность надмирного, высшего онтологического светила, обреченного оставаться без деятельного освоения в реальной жизни, ничтожна. Идеал мыслится проективно; он не дается в спекулятивно-рафинированном виде, в отрыве от дела, а задается нравственно, — как культура исторического восхождения к степеням совершенства. В естественнонаучной части космизма восприятие мира неявно выражается признанием ответственности человека как активного фактора космической жизни. Космическая ответственность “должна быть распространена на все, что может быть изменено и фактически изменяется в природе под влиянием человека” [87, с. 41]. Стихийность ограничивается, предупреждается историческим действием, социально охватывается им. Это связано с переосмыслением антропоцентрической традиции человечества и становлением антропокосмизма. Как мировоззренческая позиция антропокосмизм был сформулирован Н.Г.Холодным [87, с. 40-41, 44, 48]. Согласно ей, в определенном пространственно-временном объеме Универсума — в рамках явлений нашей планеты, Солнечной системы, области доступного человеческому охвату космоса — совершенно оправдано и, более того, — необходимо сознательное участие деятельного разума человека, проявление его свободной воли в развертывании эволюционного процесса космического масштаба и значения. Функция управления С одной стороны — стремительное ухудшение качества планетарного бытия в новейшее время делает совершенно очевидным требование безотлагательного регулятивного воздействия на окружающий мир. Обширный спектр биосферных процессов, самым прямым образом сказывающихся на экологических условиях жизни, с полной ясностью свидетельствует о неприемлемости установившихся норм отношения современной цивилизации к планетным явлениям. К концу XX столетия действие неблагоприятных факторов, достигшее небывалой ранее интенсивности, глубины и концентрации и проявляющееся на фоне других глобальных проблем, все отчетливее приобретает характер всестороннего бедствия, делает планету невыносимой для жизни. В этих условиях общество вынуждено ставить в практическую плоскость вопрос о совершенно ином, сознательном и волевом мироотношении — отношении управления. Без этого ни разрушительный эффект стихийных сил, ни прогрессирующий антропогенный некроз природы непреодолимы. С другой стороны — резко нестационарная социальная динамика, связанная с многообразием общественных проблем: национальными и религиозными конфликтами, политическими несогласиями, острыми кризисами государственности даже в традиционно стабильных странах. В условиях революционных пертурбаций гибнут целые государства, теряют национально-традиционный облик этносы, интенсивно изнашивается личность. Кроме того, зрима взаимоиндукция социальных и природных катаклизмов. В момент, когда в политическом мире возобладала тенденция к разделению и автономизации, окружающая среда более всего символизирует собой слепую силу, ждущую своей регуляции, а значит требует объединения всех в этом деле. Кажется, никогда еще в истории разнородные факторы не соединялись в своем совокупном действии столь угрожающе и трагично, и не делали столь очевидным и настоятельным планомерное, централизованное “внесение стройности” в стихию взаимопересекающихся, глубоко коррелированных планетных процессов. Исходя из этого, регуляция в плане общего дела и восстание сознания человека против существующего непрочного положения мира — это один из важнейших векторов космизма. Поскольку мировая реальность имеет различные онтологические проекции, постольку и дело регуляции охватывает собой относительно самостоятельные объекты: внешнюю природу — биосферу, планету, космос; “особую природу” — человека, общество; его высшую степень всеобщности можно определить как управление “в Боге”. Управление материальным миром не может ограничиться познанием его законов и целенаправленной “утилизацией” выработанных знаний. Регуляция, т.е. оптимизация в каком-либо смысле и в заданных границах определенных свойств, неизбежно стремится расшириться до творчества, снимающего внешние ограничения и открывающего бесконечномерное пространство новых виртуальных состояний. Активно-преобразовательная мощь не может мыслиться замкнутой и ограниченной в данном мире с характерными для его организованности фундаментальными свойствами, материальными, энергетическими и иными основами. Она глубоко и творчески входит в духовную, органическую и атомную структуру Вселенной, проникает во все пласты реальности — не моделируя, гносеологически охватывая мир, а сотворяя, онтологически задавая его. В развертывании всемирной регуляции человек становится фактическим и реальным соучастником продолжающегося творения мира. Он призван стать со-Творцом: “Бог ждет от человека свободного дерзновения творчества” [2, с. 158], поскольку “мир, по сотворении которого Бог мог почить от дел Своих, был создан только в основании своем, полнота же свершения может быть достигнута только с человеком, при его участии...” [6, с. 170]. Исходя из космистских представлений и их современного осмысления, управление, как сознательную форму глобальных культурных функций, при самом общем подходе можно свести к нескольким основным, условным видам. 1. Природная регуляция, обращенная на окружающую среду — как планетную, так и космическую данность. В рамках реальности Земли этот вид управления осуществляется, главным образом, в локальных биогеоценозах, в биосфере в целом, однако имеет тенденцию к проникновению и за ее пределы: с одной стороны, в глубинную геологическую структуру планеты, с другой — в “надбиосферный” слой, ближайшее космическое окружение Земли. 2. Особый класс сознательно осуществляемых культурных биологических процессов (функций), связанных с изменением природной конституции человеческого существа, может быть классифицирован как психофизическая регуляция, или антропотехника, посредством которой оптимально организуется дисперсная структура объема-поля, отвечающего личности. По своему существу это область управляемых психофизиологических явлений. В закономерной направленности и совокупном проявлении культурные жизненные процессы, отвечающие саморегулируемому человеческому организму, определяют автоэволюционный путь целостного “восхождения и превосхождения” [6, с. 307] “натурального человека”, оканчивающегося его последним рождением как “человека духовного” [69, с. 154]. Таким образом, природный психо-социальный индивид осуществляет полное физическое и нравственное торжество над “биологическим грехом” разумной жизни — делает “свою эмпирическую природу сверх-эмпирической” [85, т. 1(1), с. 259]. 3. Социальная регуляция, включающая идеологические, политико-экономические и другие принципы целенаправленной перестройки социального объекта, организации истории мирового сообщества, направления жизнедеятельности всех текущих поколений каждого исторического момента; и нравственную регуляцию, утверждающую высшие этические нормы в обществе. В соответствии с ними всеобщее родство в братстве и творческое выражение нравственности в отношениях “сынов человеческих” к их покойным “отцам”. По замыслу Федорова, социальная регуляция обязывают к воскрешению умерших, их новому явлению — возвращению пращуров из неявного мира в явный и интеграции в единый геоэтнос. “Сократить и искоренить звериные приемы истории и политической жизни — вот что составляет высокую этическую задачу грядущих поколений. Осуществление этой задачи находится в тесной связи с вопросом о том, возможно ли успешное вмешательство человеческого разума в ход исторических событий, или же течение последних является результатом непреоборимых стихийных причин?” [80, с. 258]. 4. Теорегуляция, означающая построение духоносной социальной соборности. Таким образом, космософия в развернутом виде выражает важнейшее свойство социальной организованности — функцию управления; проективное восприятие окружающей реальности в практическом своем значении регуляции. Содержательный анализ ее частных видов дает всестороннее представление о характере и цели жизненных процессов общества, его состоянии и функциях. При этом более полно выясняются структура и направленность планетных явлений.
|
|||||
|
||||||
|
Указатель:
А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| Р
| С
| Т
| Ю
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| Э
| Я
| главная| |
|||||
2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания про защиту прав интеллектуальной собственности. |
||||||
Площадь Встреч |