ПСИХИЧЕСКИЕ
БОЛЕЗНИ
Настоящее
определение: ЧЕЛОВЕК
- это общественное создание,
обладающее "Я", душой и
физическим организмом. (Современное
философское определением:
Человек - это субъект
общественно-исторической
деятельности и культуры,
обладающий сознанием,
разумом. Христианское
определением: плоть
соединилась с духом и родила
душу живую).
"Я"
И ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
"Я"
- это неповторимая
своеобразная монада
отдельного создания,
противоположность общего,
типичного, коллективного и
группового. Имеет структуру
и различается на:
Земное "Я", которое
связано с
самотождественностью, с
прошлым опытом, с личным
телом и с собственными
действиями; в широком
смысле
описывается "траекторией"
действия тленного организма.
И
подлинное (истинное, высшее,
так же атма)
"Я", которое выражается
как Искра Света.
Искра
Света является
децентрированным и
независимым объектом от организма и
души; выступает глобальным
мерилом Света и Тьмы,
Порядка и Хаоса, Добра и Зла,
различения внешних энергий.
Это нульмерный объект,
взаимосвязанный с другими
монадами "Я" через факт
общего рождение или
духовного родства. Эволюция
"Я" связана с
накоплением внутренней
энергии искренностью,
выражающейся подлинными
чувствами, правдивостью и
откровенностью. После
достижения критической
энергии из Искры рождается
вселенная. Новая вселенная
есть собственная, она имеет
схожие законы той Вселенной
в которой существует сам
человек, но отличается целью
ее существования, и она
выступает творением самого
Человека. Именно поэтому,
принято, что смысл жизни -
это подлинное "Я", его
свобода и движение. При этом
подлинное "Я" стоит на
плечах земного "Я".
Из
результатов внутренних
исследований выражу
следующие категории,
которые
открываются из концентрации
внимания на объекте:
А)
Человеческий ум - это
способность оперирования
воспоминаниями или прошлым
опытом, связанный с работой
главных полушарий
центральной нервной системы,
главным образом, лобной
части. Кроме ума есть память
- это сами воспоминания. Есть
разум - это способность
образования идей. Наконец,
есть мышление, которое
различается на низшее
мышление - это логические
рассуждения на основе
багажа памяти, и высшее
мышление - это получение
знаний на основе мыслей (это открытия и
озарения). Интеллект - это
латинское слово, означающее
на русском языке рассудок -
способность образования
понятий, суждений и правил.
Б)
Сознание - это многомерная
сфера, натянутая на каркас
человеческой
жизнедеятельности, имеющая
центр буквальной сладости и
границу напряжения с
непознанным, в которой живет,
обитает и путешествует "Я".
(Сравните с
философским определением:
СОЗНАНИЕ - это
соотнесенность первичных
различий и ориентаций,
определяющих многообразные
отношения человека к миру,
включая отношение к другим и
к самому себе, определяемое
иерархией первичных
различий и ориентаций).
В)
В исследованиях
концентрации внимания на
объекте, человек открывает
что такое ум, что такое
сознание, что такое "Я",
что такое Бог, каким образом
изменяют окружающий мир и
себя. Сама по себе
концентрация ничего не
меняет. Повторю, это только
первый шаг в исследованиях и
духовном совершенствовании,
в котором открывают
необходимость
акцентирования
деятельности ума.
Г)
Знание. Для определения
Знания необходимо указать
категории. Ими являются: 1) Систематизация
познавательной
деятельности человека,
например, в виде книг. 2)
Память. 3) Энергия знаний.
Связанная с функциями
крестцового нервного
сплетения. 4) Объем сферы
сознания.
Д)
ЧУВСТВА - это движения или волнения
"Я", души и организма; обозначает
разнообразные психические
феномены. В повседневном
словоупотреблении
говорится о чувстве голода,
жажды, боли; приятного и
неприятного; усталости,
болезни и здоровья; радости
и печали, любви и ненависти;
ужаса, стыда, страха,
восторга, сострадания;
отчаяния и блаженства и т. д.
В атласе возможностей
человека говорится о
дистанционном восприятии и
передаче чувств. Имеется в
виду конкретная возможность
передавать и принимать
перечисленные психические
состояния.
Исходя
из определений выделим
основные психические
явления.
Индивидуальность. В
самом широком смысле - это
отличительная особенность
себя от другого человека или
предмета, свойственная ему
одному между всеми и
делающая его тем, чем он есть.
"Я", ум, разум, мышление,
СОЗНАНИЕ и чувства
указывают на значение этой
стороны человека в общем
ходе космического и
исторического процесса. При
этом всякое развитие
человека есть выделение его
индивидуальных образований
из первоначальной слитности
и безразличия.
В
зависимости от акцента
человека на земное или
подлинное "Я" мы имеем
два качественных психических явления.
В
первом случае, мы имеем
самотождественность с
земным "Я". При этом его можно
погашать или
развивать. Соответственно,
развивается альтруизм и
бескорыстная забота о семье,
коллективе, обществе. Или
растет эгоизм. Это себялюбие,
когда поведение целиком
определяется собственной
выгодой и предпочтением
своих интересов интересам
других людей. С эгоизмом
связан инстинкт
самосохранения, когда человек
стремится сохранить свою
жизнь или обезопасить себя
от чего-нибудь.
Прогноз
перечисленных психических
явлений неблагоприятный, т.к.
приводит к своеобразному
отношению к разным
предметам, действиям и людям,
касающихся самого человека.
При альтруизме развивается
самоотверженность, человек
не считаться с собственными
интересами, обязанностями,
долгом. Может быть выражено
в акте самосожжения как
проявление жертвования себя
ради блага окружающих. При
эгоизме выражается в
преувеличенном мнение о
себе, как и достоинств,
значения, так же отношение к
окружающему миру,
характеризующееся
сосредоточенностью на своем
земном "Я". Перерастает
в ЭГОТИЗМ и ЭГОЦЕНТРИЗМ.
Проявлением может быть:
намеренное искажение истины
и обман ради сохранения
своего достоинства, вероломством и
предательством, в отличие от
преданности, исполненной
верности и стойкости в
чувствах, обязанностей и
долга. Неоднократно мы
сталкиваемся с ложью, когда
собеседник и глазом не
моргнет. Мы ошеломлены!..
Изменение
таких психических явлений в
положительную сторону связано с восстановлением
соотношения между земным и
подлинным "Я". Прежде
всего это оценка самого себя
- своего нравственного
облика и интересов,
ценностей и мотивов
поведения. Затем, выбор
останавливают на
правдивости и откровенности.
Добавлю, что современный
человек делает акцент
именно на земное "Я". К
этому подталкивает культ
красивого тела, реклама о семье,..
повседневная жизнь, как и психология, которая не
различает существование
структуры "Я".
Во
втором случае, мы имеем
акцент на развитие
подлинного "Я" через
искренность, которое должно
быть завершено рождением
собственной вселенная.
Однако могут быть
психические отклонения,
которые связаны с не
подготовленность ищущего
человека (и тех, кто решит
пойти по пути раскрытия
внутреннего потенциала).
Главным
отклонением является разрыв взаимосвязи
подлинного "Я" с душой и
организмом. Этиология
связана с существованием
внешних энергий, которые
заполняют внутренний мир
человека и выталкивают
Искру Света. Прогнозом
является то, что человек не в
состоянии различать
Духовный Свет и Тьму,
соответственно, добро и зло,
истину и ложь. Для него все
становится относительным.
Например, если для кого-то
убийство это преступление,
то для других - благо. Такой
ищущий никогда не найдет
выход к Реальному
Восприятию. Он навсегда
будет заключен в темной
комнате или будет
блуждать между тремя
соснами всю жизнь.
Изменение
психического явления
связано с участием внешней
движущей силы: Логоса или
опытного адепта. Логос
указывает на существование
внутреннего источника
нульмерного света. Для чего
ищущему человеку прежде
необходимо отыскать
реальную дорогу общения с
Логосом. Или же опытный
адепт создает светящуюся
ауру вокруг Искры Света,
увеличивая объем Света,
чтобы ищущий заметил
источник света в своем
внутреннем мире. Лишь после
этого восстанавливается
правильное взаимодействие
Человек и Природа.
Следующим отклонением
является конгруэнтность
чужой монады "Я" своей
монаде "Я". Поскольку
между подлинными "Я"
существует родство,
связанное с их общим происхождением, а так же
факт соединения всех монад в
одно лицо - монаду "Я"
Логоса, в которой есть мое,
Христа, твое, Елены Рерих,
Гаутамы Будды, Шри Ауробиндо,
триллионы, - человек может
посчитать себя воплощением
умершего человека.
Прогнозом
такого поведение становится
БРЕД ВЕЛИЧИЯ, ядром которого
является отождествление
своей личности с личностью
какого-либо великого
человека или бога -
Наполеоном, Цезарем, Иисусом
Христом, Магометом, королем.
Например, наш
соотечественник Г. Грабовой
пишет: “Я, Г.Г.П., родившийся
14 ноября 1963 г. в поселке
Кировском, село Богара (Бога
Ра) Кировского р-на
Чимкентской обл. (это
недалеко от Шамбалы)
Казахстана заявляю, что я
Григорий Грабовой – второе
пришествие Иисуса Христа!”
Бред величия нельзя путать с
мегаломанией или с
представлением человека о
собственном величии,
могуществе и значимости. (В
этом смысле мегаломанами
были Маяковский, Уолт Уитмен,
Велимир Хлебников (называвший
себя Председателем земного
шара). Сальвадор Дали.
Мегаломания характерна для
полководцев, завоевателей,
политических деятелей,
особенно при тоталитаризме,
когда патологические черты
личности не ограничиваются
социальными рамками. В
разной мере и степени
мегаломанами можно считать
Чингисхана, почти всех
римских императоров,
особенно Августа, Тиберия,
Нерона, Калигулу, разумеется,
Наполеона (выражения “Я -
Наполеон, “Мы все глядим в
Наполеоны” - стали
нарицательным бытовым
выражением представлений о
М.), Гитлера, Мао Цзэ Дуна, Ким
Ир Сена, Сталина (ср. его
официальные характеристики
- гений всех времен и народов,
корифей всех наук). В узком
смысле из великих людей
мегаломаном был прежде
всего Фридрих Ницше. О
природе возникновения
мегаломании в следующих
разделах психических
болезней). Можно прогнозировать
так же бред отождествление
себя с Сатаной,
каким-либо духом и другими
сверхприродными правящими
силами.
Лечение.
Основным психическим
методом является смещение
акцента в структуре "Я",
а именно с высшего на земное
"Я". Больному
необходимо научиться
концентрировать свое
внимание на
самотождественность с
личным телом, с прошлым
опытом и с собственными
действиями. Человека
обучают методам
концентрации и
сосредоточения, в частности,
фиксация внимания на
собственном теле, например,
на дыхании.
Разумность
или способность понимания и
осмысления. Представляет
собой устойчивую систему
мыслительной деятельности,
характеризующих человека
как члена общества или
коллектива. В систему входят
отношения, культура,
биологические особенности.
Данное понятие следует
отличать от понятия "индивидуальность"
(совокупность черт,
отличающих человека от
остальных).
Под
разумностью в широком
смысле понимается
способность отвлечения и
обобщения; Р .теснейшим
образом связано с
человеческой речью,
закрепляющею одним
словесным (математическим)
значком множество
действительных и возможных (прошедших,
настоящих и будущих) явлений.
В
древней философии стоики
признавали за разумностью
абсолютную ценность,
платонизм - умоисступленный
восторг. В средневековье
разумность различалась как
внутренний свет, высшее
божественное и просвещение.
В философии Гегеля
разумность создается из
самой себя, как формы, так и
содержание. В новой
философии разумность
получает свое содержание из
мышления (понятий рассудка)
и эмпирии, признающее
чувственный опыт
единственным источником
достоверного знания. Причем
чувственность - это свойство
животных и человека
воспринимать различные
раздражения из внешней
среды от собственных тканей
и органов. Она различается
на низшую чувствительность -
тактильная (прикосновение),
болевая, температурная,
мышечно-суставная,
вибрационная, давления, 5-ть
органов восприятия; и высшую
- связанную с работой
нервной системы, как третьей
сигнальной системы,
требующей психической
настройки и о чем идет речь
на Аллига Тэр, как
направлении эволюции
человека.
Вернемся
к мышлению. М. различается на
низшее мышление - это
логические рассуждения на
основе багажа памяти, и
высшее мышление - это
получение знаний на основе
третье сигнальной системы, в
частности, мыслей (это
открытия и озарения). А
теперь подробнее рассмотрим
низшее мышление и выведем
три уровня психических
расстройств.
На
основе Н. М. человек способен
создавать метафизические
идеи, как абстрактно-аналитические
расчленения, так и
конкретное понимание. Первый
уровень психического
заболевания связан с
заменой части памяти (реального
опыта) на вымышленную.
Например, Христианская
Церковь предлагает
религиозные представления о
Господе и Сатане сделать
реальностью. Далее
последует внутренний
самообман и поиск косвенных
подтверждений дел Христа и
Сатаны. Это так же касается
любого человека, который
принимает выводы и решения
на основе знаний за
действительное положение
дела. Прогнозом такого
психического явления
является БРЕД или ложные
суждения, умозаключения и
имеет только субъективное
обоснование. Возьмем другой
пример, мореплаватель
считает, что Земля круглая.
Соответственно, в его
суждениях кратчайшее
расстояние от А к Б - это
прямой путь вдоль
географической широты. Так
мореплаватель и поплывет. Но
на самом деле Земля эллипс и
не сфероид, а октаэдр.
Кратчайшее расстояние будет
направление к полюсу и по
ломанной линии, так можно
сократить до 15% пути.
Изменение
психического явления
связано с отказом от
принятия вымышленных
выводов за реальное
положение вещей. Так же
следует осознать, что
результаты мышления - это
наш багаж для интенций (создания
целей), принимаемых далее
для деятельности и
исследований на основе
высшего мышления.
Предположим,
что человек упорствует в
метафизических идеях. Тогда
получаем второй уровень
психического заболевания,
когда имеем состояние "мерещится"
и неадекватное восприятие
окружающего мира. Для
христианского отшельника,
который ведет с утра до
вечера богобоязненную
молитву, Сатана видится в
простом чабане, в собаке,
которая лает, в дожде,
который закрыл Солнце. Это
тот этап религиозности,
который связан с
визуализацией. Они
начинаются через встречи с
людьми, принимаемыми за
Сатану, ангела или Христа.
Христианин видит очень
знакомое очертание Иисуса,
похожие черты лица, волосы,
глаза, но когда монах
пристально начинает
всматриваться, то понимает,
что это не Иисус, но Он есть в
самом прохожем. Для
нехристианина такой вариант.
Мореплаватель стал членом
географического общества,
он прокладывает
трансокеанические маршруты,
упорно выпускает круглый
глобус. Люди отправляются в
морские туры и походы.
Мореплаватель может
оказаться на борту самолета
и будет по-прежнему считать,
что летит по "кратчайшему"
расстоянию. А если с ним
заговорить о форме Земли, он
будет громко спорить и
стоять на своем: "Земля
круглая!". Прогнозом
такого психического явления
становится ПАРАНОЙЯ (от греч.
- умопомешательство),
характеризуемое стойким
систематизированным бредом.
Лечение
психической болезни связано
со строгим изменением
акцента принятия
вымышленных выводов за
реальное положение вещей на
субъективные. Необходима
психическая работа больного
на акцент
(фиксация) деятельности ума.
Человек
продолжает абстрактно-аналитические
расчленения и принимает их
за действительность. Это третий
уровень психического
заболевания, связанный с
галлюцинациями и глубоким
неадекватным восприятием (пониманием)
окружающего мира. В Христианстве,
которое требует на основе
слепой веры полноценное
признание факта
существования Господа,
монаху начинают являться
встречи с кем-либо из святых,
ангелами, самим Иисусом, а
может и с Дьяволом... При этом
происходит личный контакт с
тканью живущего. В
Католической Церкви
существуют рекомендации при
встрече: взять за руки, не
отрываясь, смотреть в глаза,
богобоязненность и горячие
молитвы, разговаривать... А
мореплаватель стал ученым и
создает евклидову геометрию.
В его внутреннем
представлении планета - это
круглый шар. Такой
геометрией можно объяснять
форму и свойства других
планет, звезд, Вселенной,
даже элементарных частиц.
Это уже фиктивная
наука. Прогнозом является
ШИЗОФРЕНИЯ (от греч. -
расщепленный ум),
характеризуемое изменением
личности и наличия схизиса (сосуществование
у больного противоположных
взаимоисключающих, с точки
зрения здравого смысла,
мыслительных, психомоторных...
движений, при этом больной
не в состоянии понять их
несовместимость. Окружающая
жизнь постоянно указывает
на факт ее иной, чем
представляет человек.
Лечение
психической болезни связано
только с фиксацией
деятельности ума.
Осознанное чувствование
реального положения вещей
родит восторг и наведет
порядок в его разумности.
Этот
раздел закончу пословицей:
Горе от ума. И добавлю,
другого пути к озарениям и
открытиям - нет.
Психологическая
стадия старения
Для
нормального человека
естественно желание жить
долго и счастливо. Счастливо
- значит прежде всего
полноценно, в качестве
личности, а не овоща. Грустно
смотреть на людей,
потерявших самих себя,
ужасно, когда это близкие
родственники. Не хочется
думать, что это может
случиться с тобой. Маразм -
болезнь стариков, утешаем мы
себя. Между тем выяснилось:
зачатки изменений в мозге,
которые приводят к тому, что
мы называем старческим
маразмом, а медики - БОЛЕЗНЬЮ
АЛЬЦГЕЙМЕРА, закладываются
в самом расцвете сил - в
возрасте от 20 до 40 лет,
задолго до того, как человек
обнаружит, что забыл, как
называется ложка.
Происходит постепенное
снижение умственных
способностей, связанное с
разрушительным процессом
распада нейронов, то есть
клеток головного мозга. В
полной же мере деградация
проявляется в пожилом
возрасте.
Масштаб
проблемы огромный в связи с
постарением населения во
всех странах. Ведь чем
старше возрастная группа,
тем больше в ней лиц с далеко
зашедшей деградацией
личности. В США таких
больных около 4 млн., в
Великобритании 600 тыс., в
России, по неполным данным,
около 1,4 млн. Если ничего не
изменится, к середине ХХI
века их станет в мире около 14
млн. (каждый 20-ый человек).
Довольно
достоверно установлены
факторы, способствующие
возникновению болезни.
Кроме наследственной
предрасположенности (у 15%
больных), это повторные
травмы головного мозга,
которые нередко случаются,
например, у футболистов и
боксеров, депрессии,
длительные
психотравмирующие ситуации,
которые человек не в силах
преодолеть, например,
враждебное отношение
окружающих.
Но
вот что характерно:
заболевание чаще
наблюдается у лиц с низким
образовательным уровнем и
неквалифицированными
профессиями. Объясняют это
непостижимое на первый
взгляд явление тем, что для
серого вещества головного
мозга, "маленьких серых
клеточек", необходима
гимнастика. Некоторые
исследователи пришли к
заключению, что низкий
образовательный уровень
предрасполагает к развитию
слабоумия, а
интеллектуальная
активность, особенно в
раннем возрасте, приводит к
образованию дополнительных
связей между нейронами, что
в дальнейшем может быть
препятствием для
возникновения болезни
Альцгеймера. У людей с
высоким интеллектом
проявления этой болезни
встречаются гораздо реже
как раз потому, что у них
большое количество
ассоциативных связей между
нервными клетками, и при
гибели одних клеток
утрачиваемые функции
начинают выполнять другие,
которые раньше не были
задействованы. Видимо,
фигурально выражаясь, чем
больше в мозге образуется
нейронных дорожек и тайных
тропинок, тем легче замещать
потери. Чем разветвленней
цепь ассоциаций (образование
по большому счету как раз
такая цепь), тем больше
альтернативных вариантов,
тем больше запасных выходов.
Но не только это.
Медицинские
социальные работники,
которые ходят по домам к
престарелым бабушкам, часто
наблюдают, у тех старушек,
которые всегда были
атеистками, - старческий
маразм налицо. А у тех
старушек, которые ходят в
храм, причащаются,
исповедуются, ситуация
гораздо лучше: в старости
сохраняется ум, рассудок.
Эта ситуация типична! Можно
сравнить верующих и
неверующих пожилых людей,
даже по психологическим
признакам: темп речи,
способность к
абстрагированию, к
обобщению. Видны
невооруженным глазом
отличия человека
невоцерковленного от
воцерковленного.
Говоря
о главной причине старения
мозга, врачи исходили из
концепции "отвердения
артериальных сосудов",
которая сейчас отвергнута.
Замены ей пока нет, и пожалуй,
вопросов больше, чем ответов.
Об одном специфических
возрастных изменений в
нервной ткани можно
говорить определенно. В так
называемой черной
субстанции среднего мозга
происходит постепенная
потеря дофаминэргических
нейронов, т. е. тех, в
синапсах которых в качестве
медиатора - передатчика
нервного импульса -
используется дофамин. В
среднем у 25-летнего человека
в черной субстанции мозга
содержится около 400000
дофаминэргических нейронов,
в то время как у 80-летнего их
в 2 раза меньше. Сокращение
числа синаптических связей
значительно уменьшает
присущую в норме нейронным
цепям избыточность.
Исследования показывают,
что падение содержания
дофамина в так называемом
полосатом теле мозга ниже 30%-ного
первоначального уровня
вызывает появление
клинических симптомов
старения. Такое уменьшение
дофамина связывают также с
постепенным снижением
скорости передвижения в
возрасте от 45 до 85 лет.
Прогноз
развития психического
явления неблагоприятный:
глубокое СЛАБОУМИЕ с
утратой контакта с
окружающей средой и полным
исчезновением интересов. В
старческом маразме
сохраняется лишь пищевой
инстинкт. Вместе с этим
отмечается общее физическое
истощение, дистрофия
внутренних органов,
повышенная ломкость костей.
За маразмом следует гибель
организма.
Разумное лечение -
вероятно, дофаминэргическая
терапия, с помощью которой
моторная и нервная функция
восстанавливается или
сохраняется.
Конечно,
научные поиски средств, не
только тормозящих развитие
болезни Альцгеймера, но и
излечивающих ее, будут
продолжаться. Но лучше, не
дожидаясь, пока будут
разработаны такие лекарства,
принять меры самим. А для
этого главное - бороться с
умственной ленью. Рутинная
однообразная каждодневная
жизнь, лишенная духовных
событий, лишенная всякого
творчества, сводящаяся лишь
к зарабатыванию денег и
тупой "развлекаловке", -
идеальная почва для
развития болезни
Альцгеймера, которая
создается в еще молодые годы.
Бездействующие мышцы
становятся дряблыми и
атрофируются. То же самое
происходит и с
бездействующим мозгом.
Гимнастика для "маленьких
серых клеточек" не только
консервирует существующие
соединения между нейронами,
но даже способствует
образованию новых.
Такой
гимнастикой являются чтение,
изучение иностранных языков
(в любом возрасте),
компьютера, игра в шахматы,
решение кроссвордов.
Существует еще более
эффективный метод,
заключающийся в психической
внутренней работе - "акцент"
деятельности низшего
мышления. Дело в том, что
низшая деятельность
мышления - это работа с
прежним опытом на основе
земного "Я". В ней
задействованы все те старые
ассоциативные связи между
нейронами и постаревший
организм. Образование
новых нейронных дорожек
происходит во время
озарений и открытий,
связанные с включением
третьей сигнальной системы,
когда человек далеко
выходит за пределы
размышления на основе
символов и знаков (речи). В
таком подходе тренинга
серого вещества отсутствует
ограниченность рамками
культуры и опыта, в этом
направлении происходит
открытое восприятие
окружающего мира. В таких
исследованиях, оказывается,
что предметы "родник",
"яблоко", "тропинка"
- в реальном проявлении
разные, чем мы представляли.
Оказывается, что
Символическая Природа была
отражением Реальности через
призму органов чувств,
впечатлений и логико-культурных
рассуждений. Более того,
Символическая Природа была
не частью Мира. Поэтому Ее
можно назвать иллюзией.
Реальное же будет то, что
находится за пределами
чувствования и
представлений низшего
мышления. (подробнее
о продлении жизни человека)
Достаточно
каждодневных 5-10 минут
акцента (фиксации)
деятельности ума при
сосредоточение на интенции,
чтобы болезнь Альцгеймера
отступила навсегда.
Психологическая
стадия умирания и Танатос
(смерть)
В
большой энциклопедии
Кирилла и Мефодия можно
найти следующее определение:
СМЕРТЬ - это прекращение
жизнедеятельности
организма и его гибель. У
одноклеточных организмов (напр.,
простейших) смерть особи
проявляется в форме деления,
приводящего к прекращению
существования данной особи
и возникновению вместо нее
двух новых. Смерть
теплокровных животных и
человека связана с
прекращением прежде всего
дыхания и кровообращения.
Различают два этапа смерти:
клиническую смерть и
следующую за ней
биологическую, когда
происходит необратимое
прекращение
физиологических процессов в
клетках и тканях. При этом
КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ (или
терминальное состояние) -
это отсутствие видимых
признаков жизни (сердечная
деятельность, дыхание),
когда угасают функции
центральной нервной системы,
но сохраняются обменные
процессы в тканях. Длится
несколько минут, сменяется
биологической смертью, при
которой восстановление
жизненных функций
невозможно.
Такое
определение смерти не
отвечает критериям
жизненного опыта и знания.
Оно не полное, остается
множество вопросов. Что же
такое смерть?
В
мифологии и фольклоре всего
мира в большом количестве
встречаются рассказы,
связанные со смертью и
умиранием. В
древнегреческой культуре
смерть олицетворял бог
Танатос, сын богини
первозданного хаоса Никты. В
древнеегипетской культуре
смерть олицетворял Осирис (бог
умирающей и воскрешающей
природы, покровитель и судья
мертвых). В древнеиндийской
философии - богиня Мрити. Вот история
появления Мрити по
мифологии шиваитского
текста.
Предок
(Брама), сотворив существ на
Земле, разгневался по поводу
перепроизводства живых
существ. Огонь Его гнева
опалил все стороны света. За
живущих заступился Столпник
(Владыка жертвоприношений
или Шива). Брама вбирает в
себя гнев и из отверстий
тела Брамы появляется
женщина. Девушка не хочет
выполнять приказ Брамы и
губить живое по своей воли
из-за боязни нарушить закон
невреждения и уходит
совершать умервщление своей
плоти. Проходят тысячи
миллионов лет аскезы. Брама
дарует ей милость не
нарушать закона
неврежденеия, так как
болезни изматываю существ, и
смерть для них становится
желанной. С тех пор Мрити
освобождает существ от уз
заблуждения. Мужчинам она
предстает в своем образе
мужчины, женщинам - в образе
женщины, а средним - бесполой.
При содействии гнева и
страсти, юница выполняет
закон и долг ее рождения. (Подробнее)
В
христианской традиции
стадия умирания и смерть
связана с уходом души в место
вечного блаженства или ад.
Место вечного блаженства,
уготовано Богом от начала
мира. Здесь обитают души
праведников и святых после
смерти земной и частного
суда до воскресения тел на
земле и имеющего
последовать затем суда
всеобщего, не зная ни
болезней, ни печалей, ни
воздыхания, ощущая одно лишь
непрестанное радование и
блаженство. (Подробнее).
В
настоящее время
психологический смысл,
который современник
вкладывает в понятие смерть,
различен и обусловлен, с
одной стороны, его
причастностью к фатальным
событиям, а с другой тем,
какое отношение смерть
имеет лично к нему.
Выделяются следующие
варианты отношения к смерти.
Безличная
смерть или “смерть”— как
абстрактное понятие.
Ежедневно
человек сталкивается с ней,
слушая, читая и видя на
экранах телевизоров
сообщения о терроризме,
катастрофах, войнах и т.п.
Эта информация, с
медицинской точки зрения,
может вызвать повышенный
уровень тревожности, хотя ее
ежедневный поток со
временем вызывает
привыкание и эмоциональное
безразличие.
Интерперсональная
смерть
В
этом случае речь идет о
смерти значимых для
личности людей (как близких,
так и литературных героев).
Размах эмоционального
реагирования на это событие
может колебаться от радости,
эйфории, триумфа (при смерти
врага) до страха, горя,
отчаяния, обиды, смирения ,
депрессии при потере кумира
или значимого человека.
Описаны случаи эпидемии
самоубийств, например, на
выход в свет романа Иоганна
Вольфганга Гете “Страдания
юного Вертера”, в котором
герой застрелился из–за
неразделенной любви.
Молодые люди, оказавшиеся в
ситуации Вертера,
стрелялись прямо с книгой в
руках, а в букинистических
магазинах того времени за
огромные деньги продавались
экземпляры романа, облитые
кровью самоубийц.
Персональная
смерть.
В
этом случае речь идет о
собственной смерти.
Психологами введено понятие
“траектория освоения
смерти”, которая имеет
следующие 5 стадии: недоверие,
сопротивление, страх,
безразличие, желание,
успокоение. Каждая из этих
стадий имеет свою
психологическую и
клиническую картину,
подробно описанную E. Kubler–
Ross (1969).
Американский
исследователь K. Osis (1961)
проанализировал 35540
наблюдений, сделанных
врачами и медицинскими
сестрами у постели
умирающих больных, которые
он получил, разослав свой
опросник и получив ответы от
640 медицинских работников.
Он выявил, что в последней 5-ой
стадии, за 1 час до смерти очень часто
наблюдались расстройства
восприятия с необычным
содержанием, которые чаще
всего соответствовали
метафизическим
представлениям (Вечный Град,
необыкновенные пейзажи и
животные и т.п.).
Галлюцинаторные
переживания, как правило,
были яркими, образными и
очень напоминали таковые
при психоделических
переживаниях, вызванных ЛСД
или мескалином. J.
H. Hyslop (1908) и W. Barret (1926) еще в
начале века описали
специфические галлюцинации
умирающих: они видят в
основном умерших
родственников и знакомых,
которые хотят им помочь
перейти в потусторонний мир.
Причем, эти расстройства
восприятия протекают на
фоне ясного сознания и носят
характер “приведений”. Они
показали, что характерные
черты этих галлюцинаций не
зависят от культурных,
религиозных и личностных
особенностей пациентов. Они
так же не коррелируют с
медицинским диагнозом и
физиологическим состоянием.
В подтверждение этого
тезиса K. Osis приводит
описание “галлюцинаций
умирающих”, которые носили
характер “приведений” и
воспринимались в ясном
сознании у больных, не
принимающих никаких
препаратов, с нормальной
температурой и, как правило,
не имеющих в анамнезе
указаний на органические
или психические заболевания.
О
переживаниях умирающих было
известно очень давно.
Писатели, философы, поеты,
теологи описывали изменение
ментального состояния лиц,
соприкоснувшихся со смертью.
В 1975 и 1977 годах книги доктора
философии и психолога врача
Раймонда А. Моуди “Жизнь
после жизни” и “Размышления
о жизни после жизни”
открыли новую страницу в
изучении резервных
возможностей человеческого
организма, где была сделал
попытка с научной точки
зрения подойти к одной из
вечных проблем возможности
“жизни после смерти”.
Моуди
собрал данные о 150 лицах,
причем более 50 человек из
первой и второй группы были
подробно опрошены лично
автором, специалистом в
области медицины и
психологии. Большая часть
опрошенных сожалела о том,
что они не могут передать то
особое чувство, которое они
испытали при помощи
человеческого языка.
Анализ
рассказов умирающих
позволил Моуди описать
типичную схему
последовательности
субъективных переживаний
пациентов, переживших
клиническую смерть. Больные
слышали отдельные фразы или
же целые диалоги
медицинского персонала,
обсуждающих их состояние.
Многие из них ощущали мир и
спокойствие, слышали
странные звуки (шумы,
жужжание, щелчки, рев, звон,
свист, хлопки), перезвон
колокольчиков, “волшебную
музыку”. Необычайно часто
пациенты описывали ощущение
полета сквозь темное
закрытое пространство (воронку,
пещеру, туннель, цилиндр,
долину, желоб или сточную
трубу). После этого многие
пациенты переживали явления
выхода из своего
физического тела и
отделение от него, то есть
декорпорацию. В этот период
перед ними проходила вся
жизнь, многие встречались с
покойными родственниками и
друзьями, с невиданным ранее
“Светящимся существом”, от
которого исходила особая
любовь и душевная теплота.
Далее во многих сообщениях
описывалось чувство
достижения границы или
предела и ...возвращение.
Отношение
к возвращению было
различным: от сожаления до
благодарности. Особое
сожаление о своем
возвращении высказывали
люди, встретившиеся со “Светящимся
существом”. Опыт
соприкосновения со смертью
практически всегда оказывал
влияние на дальнейшую жизнь
человека. Французский
психиатр Патрик Дьюаврин,
изучавший лиц, перенесших
клиническую смерть,
отмечает изменение
мировоззрения этих
пациентов: у них появляется
интерес к философской и
духовной литературе,
меняется иерархия ценностей,
кардинально изменяется
отношение к жизни и смерти.
Они стали ценить каждый
прожитый день и то что
происходит “здесь и сейчас”.
Эти люди становятся более
уравновешеными,
умиротворенными,
употребляют меньше алкоголя
и лекарственных препаратов,
чем до болезни, многие
события в жизни приобретают
для них особую значимость. В
психиатрии этот феномен
известен под названием “вновь
приходящего опыта”.
Анализ
переживаний больных,
соприкоснувшихся со смертью,
и выводы, сделанные доктором
Моуди, побудили целый ряд
ученых к проверке
полученный данных, ибо они
противоречили общепринятым
в медицине взглядам и у ряда
исследователей возникли
сомнения в реальности
полученных результатов. В
дальнейшем научная
достоверность описанной Р.
Моуди динамики ментального
состояния у лиц, переживших
клиническую смерть, была
подтверждена
исследованиями доктора
психологии из США Кеннетом
Рингом, который со своими
сотрудниками в течении 13
месяцев разыскал и
проанализировал случаи
клинической смерти и пришел
к выводу о существовании
феномена, описанного Моуди,
который впоследствии был
назван “феномен НДЕ” (феномен
околосмертельного опыта —
near death expiriense). В результате
клинико–психопатологического
анализа воспоминаний 102
больных, переживших
клиническую смерть, доктор К.
Ринг выявил следующее:
·
60% больных испытывали особое
чувство покоя и
умиротворения;
·
37% — выход из физического
тела и ощущение парения над
ним;
·
26% — наблюдали панорамное
видение;
·
23% — ощущали полет в темном
пространстве (туннель,
цилиндр, колодец и т.п.);
·
16% — видели “Светящееся
существо”;
·
8% — встречались с умершими
родственниками.
Примечательно,
что аналогичные переживания
описывались пациентами из
различных стран,
исповедующими различные
религии или атеистами,
имеющими различный
жизненный и
профессиональный опыт.
Подтверждение
реальности “феномена НДЕ”
было получено и
американским кардиологом
Сейбом, который изначально
очень скептически отнесся к
концепции Моуди и с целью ее
опровержения провел
анкетирование медицинского
персонала реанимационной
службы штата Флорида.
Полученные результаты
полностью подтвердили
правильность проверяемой
гипотезы и настолько
потрясли Сейба, что всю свою
дальнейшую жизнь он
посвятил изучению “феномена
НДЕ” и даже разработал 10–ти
ступенчатую модель
состояния клинической
смерти, названную
впоследствии его именем.
Неоднократно
предпринимались попытки
объяснить симптомы,
сопровождающие НДЕ, с точки
зрения биологической модели
медицины, ориентирующейся
на сугубо физиологическую и
биохимическую
интерпретацию фактов. При
наступлении клинической
смерти наступает гипоксия
мозга, вследствии чего
происходит кислородное
голодание, в том числе и
различных рецепторов,
каждый из которых однотипно,
но специфически реагирует
на ишемию. Зрительные
рецепторы — вспышками
яркого света; слуховые —
ощущениями, напоминающими
шум, звон, свист, шорох,
вестибулярные — ощущения
полета, падения,
стремительного вращения по
замкнутому пространству.
Впоследствии
гипоксия мозга может
компенсаторно усилить
работу корковых нейронов,
следствием чего может быть
поток воспоминаний или
обманы восприятия.
С
точки зрения психологии
феномен изменения временных
и пространственных
отношений может быть
объяснен наличием у
человека особых механизмов
временной децентрации, т. е.”
способности взглянуть на
свою жизнь с любого ее
хронологического момента,
порой даже — с точки зрения
момента, выходящего за
границы собственной жизни.”
Такая децентрация
предполагает возможность
переноса временного центра
от момента хронологического
настоящего в любой момент
хронологического прошлого.
Временная
децентрация, как правило,
сочетается с децентрациями
восприятия (изменение
центра перцептивного
пространства) и мышления (способность
перехода от одной частной
точки зрения к другой) (Ж.
Пиаже, 1969г).
По
мнению Е. И. Головахи и А. А.
Кроник (1984), благодаря
механизмам децентрации
человек способен к “объемному
видению” каждого момента
жизни с точки зрения любого
другого момента, а также
целостному осознанию своего
жизненного пути.
Психодинамически
ориентированные психиатры
пытаются объяснить “феномен
НДЕ” с точки зрения
психоаналитической
концепции. Однако,
наталкиваются на новые и
новые необъяснимые
экспериментальные факты.
Наконец,
дам свое определение что
есть СМЕРТЬ?
Действительно,
на пороге III тысячелетия
происходит процесс
активного переосмысления
системы глобальных
приоритетов и ценностей в
области психического
здоровья человечества. То,
что еще недавно считалось
неоспоримым и незыблемым,
ныне не является
самоочевидным. Изменение
лица и сути психиатрии - это
новая мировоззренческая
позиция и установка, где на
первый план выходят такие
факторы, как личность
пациента, религиозные
предпочтения,
социокультуральные
особенности его
взаимодействия с окружающей
природой. Сегодня целью
терапии лиц с психическими и
поведенческими
расстройствами является
купирование
психопатологической
симптоматики ЧЕЛОВЕК-КОСМОС.
Итак,
СМЕРТЬ - это гибель
организма с исчезновением
трансперсонализации
земного "Я", которое
отождествлено с траекторией
движения тела. Остается
вечная душа и
децентрированное подлинное
"Я".
|