Быстрый симметричный сайт forenable.comEnglish version
Ресурс Аллига Тэр о психофизических возможностях человека
Ресурс Аллига Тэр о психофизических возможностях человека

 

главная
цели и задачи: Глобальные проблемы и космические доктрины  поиск решения:
АЛЛИГА ТЭР (2001) От автора. О ссылках
Волшебные страницы
Эволюция психики
Способности Человека
Космос Человека и Душа - Антропокосмос
Дистанционное восприятие - суть
Телепортация человека
Человек и Вселенная
Новая Наука
Дети - воспитание
Телекинез - способы
Примеры - work
Политик - басня

итог:
Формула Эволюции
Атлас возможностей Человека - new
Структура Души
Карта Космоса - new
Антропорегуляция и религия - lesson
новейшие исследования:
Освоение Космоса и новые направления человеческой деятельности - new
Билет в город юности. Способы продления жизни человека
Ангелология
Демонология
Воскрешение Человека
прочее
проекты:
Освоение спутника Луна
Детские колледжи
Оборудование для исследования стихиалей

о деньгах:
Как я зарабатываю?
Вакансии и работа
Для меценатов

БЕБЛЕЯ (2006)
Площадь Встреч Мастерская
послесловие

 

 

 

 

 предыдущее / далее

 Глава 1. “Стройность” или организованность жизни

Определяя фундаментальный признак жизни — как “стройность”, он предполагает наличие закона, выражающего негэнтропийное возрастание стройности в природе, обусловленное процессами жизни. Происходящее в ходе эволюции живого вещества — организованной материи — увеличение стройности в мире, по существу, есть рост его организованности. В соответствии с этим представлением естественным содержанием эволюционной истории Homo является то, что он “распространяет эти стройности на неорганизованную материю и борется во имя этих стройностей со случайным распорядком событий в природе” [80, с. 194] и, в конечном счете, — “за осуществление высших проявлений стройности — этических идеалов” [80, с. 200].

В целом, организованность выражает совершенно определенный уровень организации (самоорганизации), она отвечает точно установленному типу строения, свойственному биотическим объектам. В понятии организованности — организации жизни — отражаются особые свойства природной реальности.

В таком смысле организованность должна рассматриваться “как неотъемлемое свойство материального мира, как внутренняя связь всего со всем или как потенциальное всеединство” [27, с. 4-5]. Представление об организованности, по сути, должно быть отнесено к ряду фундаментальных категорий общей теории эволюции.

Организованность системы задает градиент ее эволюции; в этом смысле она проявляется как Организованность системы задает ее эволюции виртуальная эволюция со свойственным ей функциональным и морфологическим пространством состояний системы. Вместе с тем совершенно ясно, что организованность имеет тенденцию к росту и усложнению, направленную на усиление эволюционного процесса.

Это следует из самой сущности организованности. В результате квазиравновесного функционирования системы возникают закономерные колебания, отклонения — невязки в точке разрыва цикла. При этом принципиально невозможно и статистически невероятно точное воспроизведение, матричное повторение прежнего состояния.

Такая динамика не представляет беспорядочный процесс, она реализует собой закон эволюционной направленности и отражает свойство неустойчивости равновесного строения и функционирования системы. За счет интегрального ряда колебаний, смещений, возникающих в условиях многофакторной обусловленности поведения системы и непрерывного обновления ее элементов, т.е. благодаря организованности, постепенно происходит перестройка фундаментальных свойств, взаимосвязей и соотношений, вырабатываются новые необходимые системные качества.

Смена качественности неизбежно отражается на организованности, поскольку ее тип определен суммой динамических свойств, присущих системе. Организованность, представляя генеральное качество системы — функциональное равновесие подвижного множества ее элементов, — не остается неизменной; она также включена в эволюционный процесс. В системе равновесий “около точно выражаемого среднего”, постоянно происходят “смещения или колебания этого среднего” [18, с. 23]. Центр равновесия подвижен в определенном направлении, так что характер организованности геологически медленно, но неизбежно меняется; эволюция организованности выражается векторной величиной.

Таким образом, в организованности заключена не только возможность динамического строения и развития системной целостности, но и более глубокая необходимость эволюционного изменения самого характера этой динамики.

В свою очередь изменение организованности, в условиях которой развертывается эволюция, также самым прямым образом сказывается на эволюционном процессе, существенно меняя его направленность, темп, характер в целом. Посредством изменения типа организованности санкционируются и запускаются ранее неэффективные факторы развития, инициируются до того “запрещенные” — объективно невозможные — направления стихийного геологического процесса. Системой в состоянии организованности непрерывно подготавливается и создается класс новых эволюционных возможностей собственного развития. Таким путем в ходе эволюции неуклонно изменяется не только ее субстрат, но столь же неизбежно — через усложнение и рост организованности — и характер самого эволюционного процесса. Это самое глубокое и существенное преобразование динамического порядка системы, которое открывает новые каналы ее самоорганизации, активирует некоторые потенциальные стратегии эволюции.

С другим важным представлением — понятием о новом типе детерминизма самоорганизующихся процессов — связана идея системного самоуправления, регулятивного отношения к тенденциям эволюционного развития. “Управление теряет характер слепого вмешательства методом проб и ошибок или же упрямого насилования реальности, опасных действий против собственных тенденций систем, и строится на основе знания того, что вообще возможно на данной среде. Управление начинает основываться на соединении вмешательства человека с существом внутренних тенденций развивающихся систем. Поэтому здесь появляется в некотором смысле высший тип детерминизма — детерминизм с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека” [29, с. 20]. “Детерминизм на множестве” альтернатив делает необходимым некоторый выбор со стороны управляющего ядра системы. В социальном измерении это имеет смысл исторического участия человечества в выходе глобальной эволюции на структуру-аттрактор. При этом сам выбор может осуществляться бессознательно, вне осмысленного отношения к развертывающемуся эволюционному процессу. Сознательный подход к этому явлению требует целесообразного структурирования социальных функций, соответствующего выстраивания жизнедеятельности общества “под цель”, т.е. формирования мировоззренческой платформы и принятия некоторых идеологических принципов системного мироотношения. Вне этого подхода проявление структуры-аттрактора неизбежно будет носить стихийный и во многом противоречивый характер.

Еще одним принципиальным понятием, которое неявно интегрируется в представление об организованности, является нелинейность процессов развития системы. При этом ее значение не сводится к возможности сверхбыстрого, взрывного по темпам, развития за счет нелинейной положительной обратной связи. Высшим проявлением автокаталитического характера нелинейности следует считать также фундаментальное свойство самоорганизующейся системы изменять характер собственных эволюционных переходов, переключать режимы самоусложнения, т.е. “качественную нелинейность”, функциональную неоднородность в ходе системного времени. Способность оптимизировать эволюцию, выбирая некоторую ее стратегию, связана с отмеченным выше типом составного — социоприродного — детерминизма.

Природа и Общество

Подходя с глобальной мерой к обществу, нужно принимать в расчет взаимоиндуктивные контуры: с одной стороны социум посредством изменений собственного строения реализует и выражает геологический процесс, социально оформляя и проецируя его. С другой, одновременно, — социальные процессы протекают в планетной структуре; видоизменяясь и развиваясь, они получают биосферное продолжение вне социума, в окружающей его природе, отражаются в геологии и живом веществе. Связь человека с природой “распространяется на все стороны человеческого существа и имеет двусторонний характер в том смысле, что человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны окружающей его природы, и сам в то же время может влиять и влияет на нее различными способами” [87, с. 45]. Коэволюционное бытие системы “Природа–Общество” определяется взаимовлиянием социоплагенных и натуроплагенных процессов. Охватывая их, социальная организованность представляет неуклонно расширяющийся сектор единой организованности, принимающей вследствие этого социальную форму.

предыдущее / далее

 

 

 

 

 

Указатель: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | Ю | У | Ф | Х | Ц | Ч | Э | Я |     главная|
 

 

2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания  про защиту прав интеллектуальной собственности

Мой фотоальбом

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Площадь Встреч
Школа Управление Нервной Системой
Hosted by uCoz