главная
ПАРАДОКСЫ СТАРЕНИЯ Когда мы говорили о том, что все живое подвержено старению, то допустили неточность: есть ситуации, к которым это правило неприменимо. Например, что происходит, когда живая клетка или бактерия в процессе размножения делится пополам? Она дает начало двум другим клеткам, которые в свою очередь снова делятся, и так до бесконечности. Клетка, давшая начало всем остальным, не успела состариться, фактически она осталась бессмертной... далее
|
БИЛЕТ В ГОРОД ЮНОСТИ: предыдущее / далее
10. ВОПРОСЫ О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
При рассмотрении эволюции Земли видна четкая направленность: неживое вещество - живое вещество - чувствующее существо - мыслящий человек. Существующие единицы эволюции КАЧЕСТВЕННО изменяются. Остановка биологической эволюции человека, как полагает большинство, свершившийся факт. На повестке дня, в таком случае - вопрос о дальнейшем направлении психофизического развития человека как вида. Из выше разобранного становится достаточно ясным, что главным вопросом, на самом деле, является вопрос о дальнейшей эволюции человека, а не просто о стабилизации физиологических параметров его после достижения 20-25-летнего периода. Важным представляется отметить также тот факт, что сама проблема старения существует только для человека. Это связано с выходом его из биологической эволюции - для большинства видов фауны смертность настолько незначительна, что вопроса <как жить старым> не возникает. Эта проблема - проблема современного человека, так как анализ кривых смертности показывает, что только в последние десятилетия кривые смертности приобретают форму прямоугольных, то есть подходят к <биологическому пределу> жизни. То, что такая форма кривых смертности характерна для развитых стран, показывает, что, в конечном счете, проблема старения - это специфическая проблема человека, современного человека, цивилизованного культурного человека. В конечном счете, это вопрос о смысле жизни и < качестве> прожитой жизни. В плане научном и клинико-практическом можно видеть на примере западных гериатрических центров, что любое дальнейшее увеличение длительности жизни возможно за счет все большего применения сил и средств - поддерживающая и замещающая фармакотерапия, специальная диета, трансплантированные и искусственные органы и ткани (хрусталик, зубы как вошедшие уже в обиход), протезы; в конечном счете не трудно видеть конец данного направления движения - человек-робот, затем перенесение памяти и личности человека в машину и разумный робот, без каких-либо биологических черт человека. Фактически это движение в эволюции жизни на Земле вспять! В то же время, если учитывать успехи и популярность работ по искусственному интеллекту и применению биологических технологий в технике, то ближайшая реальность предполагает получение искусственного интеллекта, затем робота-человека, затем человека со сверхспособностями сверхкомпьютеров. Таким образом, человек-робот уже не сможет конкурировать с роботом-человеком, развившемся на СВОЕЙ базе и своей основе. Замена человеческой цивилизации на робото-цивилизацию вполне возможна, если не осознать, что человек - это не только интеллект, но и чувства и доставляющая радость и удовольствие плоть - результат миллиарднолетнего развития живого мира Земли. Альтернативой вышеприведенному движению является самоосознание всей сложности человека как комплексного единого существа и оценка его эволюции. Для этого прежде всего следует геронтологам вспомнить, что РАН, как и наука в целом, включает ученых и иных специальностей, чем биологи, и эта проблема не в меньшей мере проблема ученых-гуманитариев, философов, культурологов, футурологов и других специалистов, чем биологов. На уровне же собственной психологии геронтологам следует отказаться от кавалерийской атаки на старение - существеннейшего элемента человека как вида - и попыток единолично решить, каким быть новому виду человека. Это решать человечеству в целом, и направления научных исследований здесь будут во многом регулироваться культурно-философскими и моральными ценностями (ценностями, а не предрассудками и заблуждениями отдельных групп общества) всего человечества. Практически можно только указать на необходимость учитывать всесторонность развития человека и прежде всего его духовно-психический потенциал. Практически следует лишь создать простор для таких комплексных исследований. Стратегически это звучит как выдвижение новой политической инициативы - вместо вооружения и противостояния, сосредоточение сил на подъеме уровня здоровья и долголетии. Ясно, что это социально-государственная задача, а не частная задача науки. Теперь перейдем из всего вышесказанного к практическим исследованиям.
|
|||||
|
||||||
|
Указатель:
А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| Р
| С
| Т
| Ю
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| Э
| Я
| главная| |
|||||
2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания про защиту прав интеллектуальной собственности. |
||||||
Площадь Встреч |