Интернет поделен на миллиарды дорожек дискового и виртуального пространства. Обычно пользователь работает на нескольких дорожках пространства. Что происходит и что появляется в глобальной сети – остается неизвестным.
Пользователь обычно ориентирован на определенный круг ценностей, охватить все пространство и обратить внимание на новые полезные продукты нет возможности.
В Интернете для пользователей отсутствует возможность за одну ночь стать общеизвестным, будь это молодой композитор, программист, изобретатель… Так же отсутствует глобальная служба качества новых Интернет-продуктов.
Давайте рассмотрим следующую схему Интернет-сообщений. К Вам на почту приходит письмо с анонсом на Интернет-продукт. Вы прочитали и ознакомились с ним. Если Вы положительно относитесь к публичному сообщению или сообщение заслуживает внимание, тогда Вы поддерживаете и переадресуйте анонс на любое выбранное Вами количество почтовых ящиков друзей. Если Вы считаете предложенный интернет-продукт некачественным, тогда удалите письмо и можете оставить комментарий о качестве продукта.
Данная схема не является спамом, когда происходит массовая рассылка незнакомым людям без их согласия.
В принципе, в такой схеме решается задача сплачивания и укрепления глобальной сети, когда по сети распространяется сообщение о ценном продукте, а так же удовлетворения потребностей и интересов авторов новыми средствами.
Проведем исследование. Ниже представлено анонсированное сообщение. Знакомьтесь с ним. Если Вы поддерживаете его, тогда адресуйте своим друзьям.
Воспользоваться данной идеей может каждый пользователь. Ссылка на источник идеи обязательная.
К началу XIII века юг Франции, в первую очередь Лангедок и Прованс, был охвачен новым религиозным движением. Сами сторонники новой религии называли себя катарами (по гречески "чистые"), но большее распространение получило название альбигойцы (по центру движения в городе Альби). Это было гностическое учение, в основе которого лежала религия персидского пророка Мани (умер в 276 году н.е.). Согласно вероучению катаров, мир не был создан Богом, а существовал вечно и рассматривался как царство дьявола; они отрицали рождение, земную жизнь, смерть и воскресение Христа, считая евангелический рассказ выдумкой христианских попов. Дьявола катары признавали силой, не только равной Богу, но его диалектической противоположностью, необходимой для существования Вселенной.
Вопросы Иоанна, Апостола и Евангелиста, на тайной трапезе Царя Небесного: об устройстве мира, о Творце и об Адаме. (Перевод, примечания Е. Лазарев, НАУКА И РЕЛИГИЯ, 1992)
Тайная книга альбигойцев I. Я, Иоанн, брат ваш, имеющий долю в несчастье и доли в Царствии Небесном чающий, сказал, когда возлежал я на груди Господа нашего Иисуса Христа: “Господи, кто предаст Тебя?” И отвечая, сказал Он: “Тот, кто вместе со Мною омочил руку в чаше. Тогда вошел в него Сатана и потребовал, чтобы он предал Меня”1. II. И сказал я: “Господи, прежде чем пал Сатана, в какой славе прибывал он у Отца Твоего?” И сказал Он мне: “В такой славе был, что управлял силами небесными; Я же сидел возле Отца Моего. Он ( Сатана) управлял всеми, следовавшими за Отцом, и нисходил с небес в преисподнюю2, и восходил от низших до самого престола невидимого Отца. Он оберегал славу, что приводит в движение небеса, и замыслил поставить трон свой за облаками небесными, и пожелал уподобится Вышнему. И когда низошел он в воздух, сказал ангелу воздуха: “Открой мне врата воздушные”, и тот открыл ему врата воздушные. Стремясь вниз, он увидел ангела, который держал воды, и сказал ему: “Открой мне врата водные”, и открыл ему. И, проходя сквозь пределы, увидел весь облик земли, покрытой водами. Проходя под землею, увидел он двух рыб, лежащих под водами; как быки, впряженные в плуг, они держали всю землю, повелением невидимого Отца, от захода до самого восхода солнца. А когда спустился еще ниже, увидел преисподнюю, которая есть род огня3, и дальше не смог нисходить из-за пламени огня пылающего. И возвратился Сатана назад, исполнился злобы, подступил к ангелу воздуха и к тому, который был над водами, и сказал им: “Все это мое; если послушаете меня, поставлю трон свой над облаками и уподоблюсь Вышнему; удаляя воды с высоты этой тверди, заполню прочие места морями и потом не будет воды на лице земли4, и воцарюсь вместе с вами на веки веков”. И, сказав это ангелам, взошел к другим ангелам, до пятого неба, и так говорил каждому из них: “Сколько ты должен Господу своему?” Тот сказал: “Сто мер пшеницы”5. И сказал ему [Сатана] : “Возьми перо и чернила и напиши: шестьдесят”. И другому сказал: “А ты сколько должен Господу своему?” Тот ответил: “Сто кувшинов елея”. И сказал [ Сатана] : “Сядь и напиши: пятьдесят”. И восходя на все небеса, вплоть до пятого неба6, так говорил, прельщая ангелов невидимого Отца. III. И раздался голос от престола Отца: “Что делаешь, отрицатель Отца, отвращающий ангелов? Делатель греха, быстро делай то, что задумал”. Тогда повелел Отец ангелам своим: “Совлеките с них одежды”. И совлекли одежды их и короны их—всех ангелов, которые его ( Сатану) слушали. И спросил я Господа: “Когда пал Сатана, в каком месте он стал обитать?” И ответил Он мне: “Отец Мой преобразил его за гордыню его, и отнят был от него свет, и стал облик его, как железо раскаленное, и как у человека, стал весь облик его; и увлек он хвостом своим7 третью часть ангелов Божиих, и был изгнан от трона Божия и от устроения небесного. И низойдя в эту твердь, не мог Сатана создать никакого покоя ни себе, ни тем, кто был с ним. И он попросил Отца: “Имей ко мне снисхождение, и все верну Тебе”. И сжалился над ним Отец, и дал покой ему и тем, кто с ним был, насколько он пожелает, вплоть до семи дней8. IV9. Тогда воссел [Сатана] на тверди и повелел ангелу, который был над воздухом, и тому, который был над водами, и подняли они вверх, в воздух, две части вод, а из третьей части создали пятьдесят морей, и свершилось разделение вод по предначертанию невидимого Отца. И вновь повелел [ Сатана] ангелу, который был над водами: “Встань на двух рыб”, и [ встал он, и] поднял головой своей третью, и она явилась сухой10. Когда принял [Сатана] корону от ангела, который был над воздухом, из половины [ее] создал трон свой, а из половины—свет солнца. Приняв же корону от ангела, который был над водами, из половины создал свет луны, а из половины—свет дня. Из камней создал он огонь, а из огня—все воинство и звезды11. Из них создал он ангелов ветра, служителей своих, по образу Вышнего устроителя, и создал громы, дожди, град и снег, и послал на них ангелов—служителей своих. Земле же повелел, чтобы она произвела все живое: животных, деревья и травы. А морю повелел, чтобы произвело оно рыб и птиц небесных12. V. Затем придумал [Сатана] и сотворил человека по своему подобию, и повелел ангелу третьего неба войти в глиняное тело. И взял от него [ часть], и сделал другое тело, в образе женщины, и повелел ангелу второго неба войти в тело женщины13. Ангелы же горько возрыдали, увидев в себе смертный образ и будучи не сходного [ с ним] образа. И повелел [ Сатана] сотворить плотское дело в глиняных телах, и не поняли они, как сотворить грех. Тогда возбудитель зла умом своим задумал сотворить рай, ввести туда людей и запретить [им] выходить [из него] . И посадил диавол тростник в середине рая, и так скрыл свою выдумку негодный диавол, чтобы они не поняли его обман. И входил он, и так говорил с ними: “Вкушайте от всякого плода, который есть в раю, от плода же познания добра и зла не вкушайте”. Диавол же вошел в змея негодного14 и обманул ангела, который был в образе женщины, и преисполнился брат его (Адам) желания греха с Евой в прославление змея. Потому называют сыновьями диавола и сыновьями змея тех, кто совершает желание диавола, отца своего, вплоть до скончания этого века. И вновь диавол излил в ангела, который был в Адаме, яд свой и желание, порождающее сыновей змея и сыновей диавола, вплоть до скончания этого века15. VI. И затем я, Иоанн, спросил Господа: “Почему говорят люди, что Адам и Ева богом сотворены и помещены в раю, чтобы соблюдать предначертания Отца, и [в то же время] утверждают, что они смертны?” И сказал мне Господь: “Слушай любезнейший Иоанн: неразумные люди так говорят, что Отец Мой лицемерно сотворил глиняные тела; но все силы небесные сотворил Он из Духа Святого, эти же [ два ангела] по их вине были явлены с глиняными телами, и их называют смертными”16. И вновь я, Иоанн, спросил Господа: “Как же человек начинает бытие свое от духа, пребывая в теле из плоти?” И сказал мне Господь: “От падших ангелов небесных зачинаются в женских телах и получают плоть от желания плоти, и рождается дух от духа, а плоть от плоти; так осуществляется власть Сатаны в этом мире и во всех родах”. VII. [ И спросил я Господа: “ Доколе Сатана будет властвовать в этом мире над сущностью людской?”] 17 И сказал мне [ Господь]: “Отец Мой предоставил ему властвовать семь дней, которые суть семь веков”18. И спросил я Господа, и сказал: “Сколько это будет по времени?” И сказал [Он] мне: “Когда отпел диавол от славы Отца и от славы своей отказался19, воссел он над облаками и послал своих служителей ангелов—огонь палящий—к людям, внизу [ пребывающим], от Адама и до Еноха, служителя своего20. Вознес он Еноха на твердь [небесную] и показал величие свое, и повелел дать ему перо и чернила, и сев, написал [ Енох] шестьдесят семь книг21. И повелел [Сатана] , чтобы Енох отнес их на землю и передал сыновьям. И поместил Енох книги на землю, и передал их сыновьям своим, и начал обучать их, как совершать жертвоприношения и таинства противозаконные, и так сокрылось перед людьми Царство Небесное”. И говорил [ еще Господь]: “Узрите, что Я—Бог ваш, и нет другого Бога кроме Меня. Потому послал Меня Отец Мой в [ этот] мир, чтобы Я объяснил людям и поныли бы они злую природу диавола. И в то время, когда узнал [ диавол], что Я низошел с неба в мир, послал ангела, взял [ древесину] от трех деревьев для распятия Моего и дал ее Моисею, и доныне она для Меня сохраняется22. Он же [ Моисей] тогда предвозвещал о Божестве народу своему и повелел дать закон сынам Израиля, и вывел их посуху через море. VIII. Когда помыслил Отец Мой послать Меня в мир, послал передо Мной ангела Своего, по имени Мария, чтобы Она приняла Меня23. Я же, нисходя, вошел [ в Нее] через слух и через слух вышел. И узнал Сатана, властелин мира сего, что нисхожу Я разыскивать и спасать погибающих, и послал ангела—Илию-пророка, которого называют Иоанн Креститель, крестящего водой24. Илия же спросил властелина мира сего: “Как смогу я [Его] узнать?” Тогда Сам Господь сказал: “Над кем увидишь ты Духа, нисходящего подобно голубю и на Нем пребывающего, Тот будет крестить Духом Святым во избавление от грехов, Тот имеет власть уничтожать и спасать”25. IX. И снова я, Иоанн, спросил Господа: “Может ли человек спастись через крещение Иоанново, без Твоего крещения?” И ответил мне Господь: “Если Я не окрещу во избавление от грехов, через крещение водное никто не сможет увидеть Царство небесное, ибо Я—хлеб жизни, нисшедший с седьмого неба, и те, кто едят плоть Мою и пьют кровь Мою, те назовутся детьми Божьими”26. И спросил я Господа, и сказал: “Что значит “есть плоть Мою и пить кровь Мою”?” И сказал мне Господь: “Прежде чем отпал диавол совсем его воинством от славы Отца, они в молитвах своих прославляли Отца такими словами: “Отче наш, который на небесах”,—и все их песнопения восходили к престолу Отца. А когда пали они, уже не могли славить Бога этой молитвой”. И спросил я Господа: “Почему все принимают Иоанново крещение, Твое же крещение принимают не все?” И ответил Господь: “Ибо дела их злы и не проходят они к свету. Ученики Иоанна вступают в брак и организуют браки, Мои же ученики не делают ни того, ни другого, но пребывают как ангелы Божии на небе”. Я же сказал: “Ведь если от женщины грех, то человеку нет пользы от брака”. Господь же сказал мне: “Не все вмещают эти слова, только те, кому дано, ведь есть скопцы, которые таковыми рождаются из материнского лона; есть скопцы, которых оскопили люди; и есть скопцы, которые сами себя очистили27 для Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит”. X. Я же спросил Господа о дне судном: “Каким будет знамение пришествия Твоего?” И, отвечая, сказал [ Он] мне: “Когда составится число праведных, то есть праведных бренных царей28, тогда будет выпущен из темницы своей Сатана, гнев великий имеющий, и начнет борьбу с праведниками, и воззовут они ко Господу великим гласом. И тотчас повелит Господь ангелу, чтобы запела труба. Трубный глас архангела небесного будет услышан до преисподней. Тогда затмится солнце, и луна не даст свой свет, звезды падут, сорвутся четыре ветра с оснований своих и заставят одновременно трепетать землю и море, горы и холмы. Тотчас затрепещет и небо, и затмится солнце, которое будет светить до четвертого часа29. Тогда явится знамение Сына Человеческого и с Ним все святые ангелы, и утвердит престол Свой над облаками, и воссядет над семью [славами] величия Своего с двенадцатью апостолами на двенадцати престолах славы Своей. И явятся книги, и будет судить [ Христос] весь мир, и исполнится то, что было предсказано. Тогда пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут они избранников Его от четырех ветров30, от высших небес, вплоть до пределов их, и низойдут [ ангелы], чтобы их искать, [и вознесут с собою на воздух над облаками]31. Тогда пошлет Сын Божий злых демонов, чтобы прислали они к Нему все народы, и скажет им: “Придите те, кто говорил: будем есть и пить, и стяжаем блага мира сего”. И потом вновь они будут позваны, и предстанут все перед судом—все народы, объятые страхом. Явятся книги жизни32, и станет явным бесчестие всех народов. И прославит [ Христос] справедливых за их терпение и добрые дела, славу, честь и непорочность, когда окружали их гнев и возмущение, несчастье и нужда. И выведет Сын Божий избранных Своих из средоточия греховного и скажет им: “Придите, блаженные Отца Моего, владейте Царством, уготованным для вас от основания мира”. Затем грешникам скажет: “Отойдите от Меня, злоречивые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его”. А остальные, видевшие последнее разделение [ людей] , прогонят грешников в преисподнюю по велению невидимого Отца. Тогда выйдут духи из темниц неимоверных и будет услышан голос Мой, и станет одна овчарня и один Пастырь. Выйдет из недр земных мрачная тьма—тьма геенны огненной, и выгорит Вселенная от недр до воздуха тверди небесной33. И Господь пребудет в тверди вплоть до недр земных. Глубина же бездны огненной, где будут обитать грешники, такова: если человек тридцати лет от роду поднимет камень и бросит вниз, он едва через два года достигнет дна. XI. И тогда будут связаны Сатана и все воинство его и посланы в бездну огненную. И сойдет Сын Божий с тверди небесной, и заключит Сатану, сковав его крепкими оковами, не разрываемыми. Тогда грешники в рыдании и скорби скажут: “Поглоти нас, земля, укрой нас, смерть”, праведники же воссияют как солнце в Царстве Отца своего. Приведет их [Христос] к престолу невидимого Отца и скажет: “Вот Я и дети Мои, которых дал Мне Бог. О Праведный! Мир Тебя не познал; Я же познал тебя воистину, ибо Ты послал Меня”. Тогда ответит Отец Сыну Своему: “Сын Мой возлюбленный! Сядь одесную Меня, пока не повергну врагов Твоих к подножию Твоему, тех, кто отвергал Меня и говорил: “Мы—боги, и нет другого Бога, кроме нас”; тех, кто пророков Твоих убивал и преследовал праведников Твоих; и Ты прогонишь их во тьму внешнюю. Там будет плачь и скрежет зубов”. Тогда воссядет Сын Божий одесную Отца Своего, и Отец даст повеление ангелам Своим, поведет их и расположит их хорами ангельскими, чтобы одеть их одеянием непорочным, и даст им неувядаемые венцы и престолы непоколебимые, а Бог посередине пребудет. И не будут они испытывать ни голод, ни жажду, солнце не зайдет над ними и ни какой зной [ не будет их мучить] . Бог осушит каждую слезу на их глазах, и [ Сын] воцарится с Отцом на веки веков”.
Примечания. 1. Ср. С описанием Тайной Вечери в Евангелиях (Мф. 26:20-25; Мк. 14:17-21; Лк. 22:14-23 и особенно Ин.13:21-30). “Тайная Книга” не противоречит здесь логике евангельского повествования, продолжая каноническое изложение беседы Христа с Иоанном. 2. Infimum оригинала—субстантивированное прилагательное, превосходная степень от лат. Inferus—“нижний, подземный, преисподний”. 3. Genus ignis— “род огня”. В Венской рукописи geena ignis —“геенна огненная”. 4. Речь идет о сотворении Сатаной земных морей и суши, тогда как небесные воды и земля уже существует. В Венгерской рукописи несколько иначе: “Помещу воды над этой твердью, а другие воды соберу в широкие моря”. 5. Характерное для фольклора измерение духовных сокровищ земными мерами. 6. В Венской рукописи: “...до четвертого неба”. 7. В венской рукописи говорится, что у Сатаны появилось семь хвостов, которые интерпретируются как семь смертных грехов. Сатана приобретает, таким образом, атрибуты змея и дракона. 8. В связи с просьбой к Богу о даровании покоя вспоминается известное место из заключительной части “Мастера и Маргариты”. М.Булгаков интересовался альбигойством, и, возможно, “Тайная Книга” отчасти повлияла на образность знаменитого романа. 9. Перевод четвертой главы дается по Венгерской рукописи, так как в Каркассонской творение мира описано кратко и без нескольких существенных подробностей. 10. Логика космогонического мифа подсказывает, что речь идет о сотворении земли. Это подтверждается прямым упоминанием “сухой земли” в соответствующем месте Каркассонской рукописи. 11. В Каркассонской рукописи: “...все воинства звездные”. 12. Это своеобразное разделение живых существ поясняется примечанием, сохранившимся в Венской рукописи: “Пернатые и рыбы души не имеют, как и звери не имеют души человеческой, но пернатые и рыбы от вод и воздуха, а звери от земли и воздуха получают все, что имеют”. 13. Согласно Венской рукописи, в тело мужчины входит ангел второго неба, а в тело женщины—первого. 14. Змея—единственное животное на которое не распространялся альбигойский запрет умерщвлять живые существа. 15. Согласно Венской рукописи, Сатана из своей слюны создал змея и поместил его в тростник, посаженный в раю. Внушив Еве желание греха, Сатана вышел из тростника в виде змея, причем этот змей имел облик прекрасного юноши. Змей сочетался с Евой при помощи диавольского хвоста, из которого он же и был сотворен (образ змея, как часто бывает в мифах, построен на логических противоречиях). Лишь потом Сатана соблазнил Адама на любовный союз с Евой. Согласно другому варианту альбигойского мифа, который сохранился в трактате византийского богословия XII века Евфимия Зигабена “Против богомилов”, от змея Ева родила сына Каина и дочь Калмену, а от Адама—Авеля, убитого в последствии Каином. Трактат Зигабена содержит и оригинальную версию сказания о потопе. Падшие ангелы от земных женщин родили гигантов, которые, по замыслу Сатаны, должны были занять на небе место своих отцов. Но гиганты (вместе с людьми) взбунтовались против Сатаны, который и устроил потоп. Спасся только Ной, не участвовавший в бунте. 16. Последняя фраза переведена по Венской рукописи, где ее формулировка пространнее и понятнее, чем в Каркассонской. 17. Эта фраза в Каркассонской рукописи отсутствует. 18. Saeculum в латинском языке означает и столетие, и поколение (33 и 1/ 3 года), и эпоху, период. 19. В Венской рукописи—voluit вместо noluit (т.е. возжелал своей славы). 20. Енох в христианских апокрифах считается святым человеком. Возможно, его определение в “Тайной Книге” как служителя Сатаны следует понимать в том смысле, что он описал небесный мир по велению Сатаны, а значит, сослужил ему службу. Не исключено также, что альбигойцы, не признававшие святость Ветхого Завета, отрицательно относились к Еноху как персонажу ветхозаветной традиции. 21. По Венской рукописи—76 книг. 22. Этот сюжет подробно изложен в апокрифическом “Сказании о древе крестном”. 23. В Венской рукописи говорится, что Мария была послана “Через посредство Святого Духа”. Сближение высоких женских образов со Святым Духом характерно для гностической традиции. 24. По всей видимости, здесь (как и в отношении Еноха) Илия—ветхозаветный персонаж—находится, по мнению альбигойцев, под властью Сатаны. Илия воплощается в Иоанна Крестителя, и это, видимо, может рассматриваться как свидетельство бытования у альбигойцев представлений о реинкарнации. 25. Согласно Венской рукописи, эти слова были сказаны Сатаной, который возвестил о грядущем огненном крещении Христа. Крещение водой (“во имя покаяния”) соотносится, таким образом, с ветхозаветной традицией. 26. Сходное повествование о Христе, как о “хлебе жизни” есть в Евангелии от Иоанна, особо почитавшимся альбигойцами (Ин. 6:35-51). 27. Глагол castrare , стоящий здесь, в латинском языке часто означал не только “оскоплять”, но и просто “ очищать”, тогда как глагол eunuchare , употребленный выше в этой фразе, имеет единственное значение “оскоплять”. Обет безбрачия (но не физического оскопления) у альбигойцев давали только духовные руководители их общин (“совершенные”). 28. В оригинале: cum consummabitor numerus justorum scilicet numerus coronatorum justorum caducorum. В Венской рукописи это загадочное пророчество сформулировано несколько иначе: cum consummabitor numerus justorum secundum numerum coronarum cadentium ( “когда составится число праведников вслед за числом падающих венцов”). 29. В Венской рукописи есть примечание к этому месту “Книги”, смягчающее его грозный апокалиптический натурализм аллегорическим истолкованием: затмевающееся солнце—властитель на троне (Сатана?), луна—ветхозаветный закон, звезды—его служители, четыре ветра—цари, которые будут преследовать грядущую церковь. В Венской рукописи говорится, что солнце будет светить не до четвертого часа, а до девятого часа. 30. То есть от четырех сторон света. 31. Последние слова в квадратных скобках добавлены по Венской рукописи. 32. В Венской рукописи—“две книги”. 33. Венская рукопись здесь обрывается.
Соединив полярности католицизма и манихейства, христианский дуализм Запада с зороастрийским дуализмом Востока, катарское учение окончтельно уравняло в правах Бога света, управлявшего невидимым миром, с Богом тьмы, царившим в мире видимом. Полонив ангелов - носителей света и заключив их в темницы плоти, Люцифер - сын темного Бога - ведет борьбу с ветхозаветным Яхве, окруженным пророками с Моисеем во главе и эфирными созданиями - Иисусом, Марией, Иосифом, евенгелистом Иланом и прочими ангелами, принявшими человеческий облик. Победив орудие "князя тьмы", Иоана Крестителя (не имеет ничего общего с библейским), Иисус открыл через обряд духовного крещения дорогу к освобождению скованным цепями плоти ангелам света и возвестил тем самым новую эру. Борьба света и тьмы закончилась полнейшим раскрепощением светлого начала и обособлением обоих царств. Графы Тулузы из династии Раймундов, способные соперничать в могуществе с королями Франции, поддерживали катаров, а многие из них сами исповедовали новую религию. На землях, попавших под их влияние, катары создали жестокую иерархическую организацию, фактически заменившую официальную католическую церковь. В катарство перешли многие католические священники и даже епископы. Катары делились на "совершенных" и "верующих". "Совершенные" были своего рода апосталами, вероучителями и хранителями тайных знаний, в их руках были сосредоточены власть и материальные богатства. В XIII веке учение катаров начинает распространяться по городам северной Франции, где сторонников нового учения называли "вальденсами" по имени их лидера Пьера Вальдо. Римский папа Иннокентий III посылает в Лангедок с разведовательной миссией испанского монаха Доменика Гусмана, сильнейшего богослова-полемиста, организатора ордена доминиканцев, впоследствиии причисленного к лику святых. В Лангедоке Гусман вызвал на диспут катарских "совершенных". Желая посрамить известного католичского теолога, они сказали много лишнего. На основании этого Гусман, будучи богословом, хорошо знащим ереси прошлого, составил довольно точное представление о катарском вероучении. До этого альбигойцев све-таки считали христианами, пусть и сбившимися с истинного пути. Гусман опроверг это. Он предлагает радикальное средство - меч и огонь. И все-таки римский папа и французский король медлят. Только после убийства катарами в Альби папского легата Пьера де Кастельно папа объявляет крестовый поход против еретиков. Летом 1209 года к границам Лангедока двинулось рыцарское войско короля Филиппа II под командованием барона Симона де Монфора...
В 1243 году, когда все очаги сопротивления альбигойцев были подавлены, группа "совершенных", возглавляемая катарским епископом Бертраном д'Ан Марти, укрылась в замке Монсегюр... Пал Монсегюр в марте 1244 года. Большая часть пленных катаров была казнена. Незадолко до казни Арно-Роже де Мирпуа под пыткой признался, что перед сдачей крепости он организовал побег из замка четырех человек из числа "соверщенных", которых звали Гуго, Амьель, Экар и Кламен. По утверждению де Мирпуа, они унесли с собой сокровища катаров. Предполагалось, что это была чаша Святого Грааля.