Ошибочные современные подходы
1. Некоторые психологи сводят творчество к механическому отбору и
перебору вариантов на основе памяти. В процессе отбора происходит
переход от одного поискового "поля" к другому. Сюда можно отнести
склонность другой части психологов трактовать творчество, как
комбинацию уже существующих элементов памяти и способности воображения.
Очевидно, такие подходы основаны на ассоциациях прошлого опыта, и их
правильно назвать созданием новых мотиваций или целей
разумом, но ни в коем случае не актом выхода за пределы опыта и рождением нового.
2. Марксистское понимание Творчества, исходит из того, что Т. — это деятельность
человека,
преобразующая природный и социальный мир в соответствие с целями и
потребностями человека и человечества на основе объективных законов
действительности. Т. о., Творчество определено как деятельность и
закон… Феномен самой деятельности и закономерности - каковы
психологические критерии, какие методы развития творческой
деятельности, каковы этапы творческого процесса?.. – не раскрыты.
Вместо этого имеем слова – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ЗАКОН, и далее следует
перечень результатов творческой деятельности. Ясно, что в этом
определении есть элементы софизма (от греч. sóphisma —мнимая
обоснованность).
3. Многие психологи придерживаются формализованного определения
Творчества на основе элементов логики. Убедительность на первый взгляд
определения Творчества, их логичность связана с хорошо замаскированной
ошибкой – за счет формальных аксиоматичных построений, нарушающих
однозначность явления и допускающего многозначительного понимания,
приводящих к смешению значения Творчества.
Вот один из примеров формализма
психологии:
«Самый главный "враг" творчества — страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу».
Здесь маскируется под творческий процесс известный психологический
концепт - Страх! Изначально, в творчество входит элемент вдохновения, и
ни о каком страхе не может быть речи. Данная формальность далее
переписывается от одного источника к другому. Задача такого подхода —
представить широко распространенное отрицательное
психическое явление как аргумент путем формальных рассуждений, заботясь не о знании явления, а об успехе или о практической выгоде.
4. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать
процессы Творчества на ЭВМ. Вместе с тем передача техническим
устройствам логических операций согласно формализму
психологии не решает задачи появления нового или акта творчества, так как отсутствует процесс выхода ЭВМ из базы знаний.
5. Творчество в
христианском
понимании – это труд очеловечивания вверенного ему земного мира,
просветления и одухотворения мира, победа тяжести жизни, так как
человек создан по образу и подобию своего Творца. При этом
Бог
хочет от человека продолжения Его творения и для этого дал ему
способность творить "Свой Образ". Такое определение отличается от
раннехристианского и имеет коренное заблуждение. Дело в том, что еще в
325 году н. э. понятие слово «Яхвэ», входящее в первую заповедь, на
Вселенском христианском соборе было заменено на «Бог». Таким образом,
закон «Я - есмь твое Я, да не будет у тебя другого
Я – есмь»,
к которому относились как к главному таинству, был изменен на заповедь
«Я твой Бог, да не будет у тебя других Богов». На современных языках
слово «Бог» имеет национальное значение: от Лучезарный до Того, перед
кем падают ниц. Т. о., естественный долг изучение и раскрытие
индивидуальности
был подменен на поклонение. Очевидно, что христианское творчество
поляризовано ритуальным почитанием и культом Бога с национальными
особенностями.
Преемственность
Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из
самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась
"озарению", вдохновению,
созерцанию,
инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу
мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов
творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным,
специфическим творческим моментом считалось озарение — интуитивное
схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования
показали, что новое решение возникает в предметной деятельности,
доступной дешифровке на основе предыдущего опыта. Выделяя специфику
психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул
представление о сверхсознании человека как высшей концентрации духовных
сил личности при порождении нового.
Ведическая культура к Творчеству подходила как к акту взаимодействия человека посредством лотосов (другое название –
чакры) с Природой. В современном понимании физической проекцией чакр являются нервные центры и их токи.
Настоящее определение Творчества объединяет и развивает данные традиции.
Творчество – это последовательность следующих психических
состояний личности 1) подготовка мотивов для открытия или изобретения;
2) инкубационный период или выражение мотива
безмолвным внутренним состоянием;
3) активность трех составляющих открытой системы Человек: организм,
индивидуальность и взаимосвязь Личность-Природа; 4) «инсайт» или
психологический резонанс, который характеризуется «озарением»,
созерцанием и подобными состояниями, 5)
осознание
продукта. Дополнительным этапом, который можно включить в
последовательность психических состояний, является экспериментальная
проверка продукта. Результатом творчества является создание новых
материальных и духовных ценностей в любой сфере деятельности: научной,
производственно-технической, художественной, политической и т. д.
Различают три вида творчества.
1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому
человеку.
При определенных объективных и субъективных условиях, таких как
образование, творческий климат, волевые качества личности (упорство,
работоспособность, смелость, неудовлетворенность, извлечение уроков из
ошибок и др.) приводят к пику творческого акта — «инсайту», когда в
разуме порождается (генерируется) новая идея — научная, философская,
техническая или художественная. Обычно к этому ведет нередко долгий
путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для
рождения нового.
2. Осознанное творчество. Для творческого мышления важная
способность – это оторваться от последовательного логического и
образного рассмотрения фактов и выйти за пределы ассоциаций
приобретенного опыта. Это позволяет увидеть новое в давно привычном.
Для этого существует возможность выражения мотива
безмолвным внутренним состоянием.
В таком случае творчество осуществляется в результате работы обоих
полушарий головного мозга, особенно помогает обратная связь нервных
токов головного мозга, главными из которых выступают теменная, лобная и
височная часть. Наконец, контроль функций периферической нервной
системы и знание их влияния на психику добавляет в творческий процесс
богатый спектр качеств: от красоты до ценности.
3. Неограниченное осознанное творчество. Пафосом безграничных
творческих способностей человека выступают а) неограниченное расширение
спектра «инсайта», критерием которого выступает взаимодействие поля
нервной системы с внешней средой; б) осознание взаимосвязи Личность-Природа и в) развитие
индивидуальности
(«Я есмь»). В первом случае развивается биополе нервных центров и
способность управления ими. Во втором случае происходит расширение
связи Человек-Природа или расширение границ осознанной энергетики
физического организма,
душа. В третьем случае, монада «
Я есмь»
накапливает энергию, порождает новый мир или выражается как внутренний
двигатель целесообразности для конкретной части Природы. Данные
способности открывают для человека новые и новые горизонты для
творчества, как вширь, так и в глубь материи, когда нет разрыва системы
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА.
Илл. Феерия творчества.
Важнейшей стороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на
внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным
выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести
"давление обстоятельств", наличие проблемных ситуаций, предъявление
задачи, конкуренция, стремление превзойти соперников и т.д. Следование
таким мотивам всегда приводит к столкновениям интересов личности,
группы людей, сообщества и приводит в той или иной степени социальному
поражению. Главное значение для Творчества имеют внутренние мотивы, в
основе которых лежит
врожденная потребность
к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в
новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового
приносит гораздо большее удовлетворение, чем материальные выгоды.
Ведущим мотивом творчества является
личностная склонность, заложенная от рождения.
Пример творчества,
Женская сказка.
Заключение. Настоящее определение Творчества намечает конкретные
шаги для осознанного овладения творческим процессом, значительно
увеличивает «производительность» рождения нового, развивает культурное
наследие и позволяет чаще быть «озаренным».