Представляем сжатое обозрение основных отраслей человеческого знания
Энциклопедию и Обеспеченные деньги "Alliga Pound",
в которых ЧЕЛОВЕК выступает одним из эталонов Бытия. Такой подход рождает:
новые познавательные схемы взаимодействия Вселенная, Человек и Микрокосмос;
понимание места человека в Мире;
понимание как влияют те или иные исследования на экологию, что есть совесть, нормы поведения, душа,
что ведёт к гуманности, например, мораторию на создание средств массового уничтожения.
Такие попытки составления главных категорий общества делали Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, В.С. Соловьев, В.Н. Муравьев, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, А. Папюс, П. Тейяр де Шарден, Э. Вуд и др. мыслителями.
Ждём ваших пожеланий и предложений.
Древо Познания
Речь пойдет об одном из методов для исследования культуры (положительное или негативное значение) на основе Древа Познания. Кроме этого на основе материалов ниже каждый читатель может составить собственное Древо Познания и проанализировать свою жизнь. Начнем издалека…
Древо Познания добра и зла (Быт. II, 9) – это древо посреди Рая, плоды с которого было запрещено вкушать первому человеку и называемое так потому, что человек через вкушение плода оного вопреки заповеди Божией познал самим опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении оной.
Поднимается один простой вопрос.
Христианство утверждает что Бог - это добро. И Бог ничего злого сотворить в принципе не может. С другой стороны, падший ангел, творить ничего не может и ему не дано такого права. Вопрос - так кто же сотворил древо познания добра и зла, в котором содержалось зло, или что есть Древо Познания?
Действительно, по христианству
1.Древо познания добра и зла сотворил Бог, как и все в этом мире.
2.Зла в этом древе не было. Вот что пишет св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение православной веры"):
Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания. Поэтому оно и было названо древом познания добра и зла (Быт. 2, 9, 17). Впрочем, это название, может быть, было дано ему потому, что оно сообщало вкушающим способность познавать свою собственную природу... Это познание... прекрасно для совершенных... и не боящихся падения... но худо для не достигших совершенства.
Или в "Послании к Диогнету":
Но не древо познания губит, а преслушание
Св. Феофил Антиохийский:
само по себе это древо было прекрасным (хорошим, добрым - καλόν); оно не содержало в себе смерти, ибо смерть возникла лишь в результате преслушания. В плоде же древа познания не было ничего другого, кроме ведения, а ведение - прекрасно, если им правильно пользоваться.
Поднимается другой вопрос:А откуда же взялось у людей состояние amartia, которое есть деятельное начало, побуждающее творить зло? И которое не зависит от непослушания? Это состояние злодеяния определяет и нашу смертность, и нашу склонность ко греху!..
Позвольте сделать предположение:
Древо Познания – это любое культурное или духовное наследие.
Семечко, из которого всходит Древо, - это начало, которое может быть выражено следующими конкретными явлениями: клятва, состояние здоровья, убежденность, решение, творение…Семечко начинает расти и рождается Древо.
Корни Древа питаются водой и соками. В культурной жизни – это те культурные слои, которыми пользуются.
Наземная часть – это то, в какие горизонты жизни проникает Древо Познания.
Плоды – это отношение людей к культурному наследию.
Возвращаясь к райскому Древу Познания… Плодом Древа был запрет или простое родительское «нельзя».
И сказал Бог: "Вот Адам, стал как один из нас, зная добро и зло".
Читаем дальше у св. Иоанна - Итак, этим нападением виновника зла – демона человек был прельщен, не соблюл заповеди Творца, был лишен благодати, потерял дерзновение к Богу, подвергся суровости бедственной жизни... облекся в смертность... сделался подвластным тлению.
"Простое" непослушание Богу означает еще и отпадение от Его благодати, повреждение природы человека, от чего все эти нехорошие вещи вроде склонности от рождения ко злу.
В качестве примера построим Древо Познания для другого духовного наследия – методов Бронникова. Кратко о методах:
Развитие навыков естественного оздоровления, диапазона чувствительности и профилактики заболеваний. Развитие способности ощущать энергию своего организма и управлять своей жизненной силой, дает возможность постоянно сохранять активное состояние, что позволяет научиться не уставать…
Ниже основные события в жизни Бронникова:
Детство Бронникова В. М.:
Родился недоношенным. Никого рядом с роженицей не было. Помогла матери незнакомая женщина – татарка. До 7 лет мальчик постоянно болел, не раз находился между жизнью и смертью "Врачи говорили - не выживет". В 2.5 года был сильно напуган, стал заикаться и почти перестал говорить. Примерно в три года мальчик слышит женский голос, который зовет его. И однажды, маленький мальчик вышел на улицу. В небе светила яркая звезда - она говорила и общалась с мальчиком. Потом от отца мальчик узнает: человеческой жизни не хватит, чтобы долететь до звезды. Это было для мальчугана потрясением. Мать сына считала, что рассказы сына о звезде - лишь детские фантазии. Но постепенно стала понимать, что ее сын не такой, как все. А для мальчика жизнь во сне стала во сто крат более реальной, более естественной, чем сама реальность. В 10 лет Вячеслав имел слабое физическое здоровье и нарушенную координацию движений. Баба Поля повезла его в Тульскую область в г. Богородицк, на родину отца, повезла по святым местам. Один из повстречавшихся мужчин сказал: "Тебя ждет большое будущее". Добрые слова были глубоко запечатлены.
Женский голос продолжал говорить с мальчиком. В одном из поисков клада, такой голос сказал: «Это не клад. Придет время - ты напишешь книгу - это будет самый большой клад. Пока ты будешь писать ее - полностью изменишься».
Друзья и близкие не верили рассказам мальчика. В лучшем случае его рассказы воспринимались как фантазии.
Обучение в школе шло очень тяжело. И уже у подростка не было больше сил терпеть. В этот момент внутренний голос сказал: "Кто-то должен быть первым. Кто-то должен взять на себя эту ношу. Ты что, хочешь, чтобы твои дети все это проходили?" И тогда Вячеслав решил стать новатором-воспитателем, чтобы провести своих и других детей, провести так, чтобы они не испытали того, что испытал в свое время он.
Юношество и старше:
Изучал боевые технологии, астрологию, геронтологию, гипноз, телепатию, учился видеть на 360°. Жизнь во сне была во сто крат более реальной, более естественной, чем сама реальность. Рисовал схемы в голове.
Взрослая жизнь:
?
Последнее десятилетие:
В начале 90-х гг. Бронников создал в Феодосии центр "Сфинкс", где обучал детей, развивал у них феноменальные способности.
В 1994 году с группой единомышленников уехал в Москву. Это было необходимо для научного подтверждения эффективности его технологии. Центр "Кортас" Академия духовного развития. Международная Академия Развития человека. В ней он академик и профессор. Самое страшное, считает Вячеслав Михайлович, - невыполнение своего предназначения.
На основе этих материалов получаем следующее:
Семечко, из которого всходит Древо, - это начало, в случае с Бронниковым – это голоса в разуме.
Семечко начинает расти.
Корни Древа в случае Бронникова – это древние знания монахов о работе пяти органов чувств. Хотя в той же восточной культуре много пишется об отказе от чувствования. Высшим считается - развитие и изучение Атма (индивидуальности).
Наземная часть в случае с Бронниковым – это возможности человека. Однако, очень мало исследований взаимосвязи Человек-Космос (Душа), так же роли индивидуальности для вселенной.
Плоды – это отношение людей к методам Бронникова. В данном случае – они похожи на терпкие маслины.
Такая схема построения Древа Познания применима к любому культурному явлению. Например, к слову.
Возьмем третий пример, слова «МАМА», и построим Древо.
Семечком слова «Мама» является беременность и процесс рождения новой жизни.
Корни уходят в древнюю культуру, которая не ограничивается человеческой, питается эволюцией животного мира и проникает к фундаментальным законам Вселенной.
Ветви – это женщины, конечно не без участия мужского начала.
Плодами – являются новые поколения (дети).
Мы видим, что Древо Познания может быть райским, сорным, может быть полезным благодаря своим плодам, возможно, может быть кустарником и даже искусственно возделанным, которое не может существовать без поддержки человека. Например, католицизм. Возник из-за разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную), что являлось соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867 года, вновь произошёл в 1054 году и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 году Константинополя (когда из него вынужден был выехать польский патриарх). Таким образом, семенем католицизма было соперничество и владычество. Какое может вырастить Древо Познания, понятно каждому.
Таким образом, составляя Древо Познания для любого явления в культуре, становится понятно, что мы имеем и как относиться к тому или иному старому-новому веянию.
Добавим, что огромную роль играет объективность и использование восприятия третьей сигнальной системы при осознании Древа. Это необходимость проникновения к составляющим семечка, к сокам и водам для корневой системы, понимание, чем дышит крона дерева, наконец, понимание значения плодов.
Это общая схема построения Древа. По нашему мнению, описанный подход к культуре разделяет плевелы от ядер, позволяет глубже проанализировать собственную жизнь.
Категория: Наука будущего | Добавил: Эхо (01 Авг 2007)
| Автор: Олег
Просмотров: 457
| Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 7
01 Авг 2007
1.Юрий
Почему древо называется древом познания добра и зла? Если мыслить над Словами Божиими со смирением и молитвой, и во Славу Божию, то нужно объяснить это так. Господь Бог дал Заповедь Адаму и Еве, и предупредил, что за преступление Заповеди они будут наказаны смертию. Но не устояли Адам и Ева в вере, поддались искушениям лукавого, и нарушили Заповедь. И познали, что есть зло (потеря общения с Господом) от нарушения Заповеди Божией, и что есть добро, когда жили они в общении с Господом. И так все повторяется до сих пор. Все познаем мы и познаем, набивая себе шишки от древа познания добра и зла.
01 Авг 2007
2.Владимирович
Прежде, надо определиться что есть зло и добро. Скажем когда дети умирают от рака в мучениях. Или когда "умирает" планета или звезда... Когда ржавеет автомобиль и выбрасывается на помойку, когда ломаются часы или сгорает телевизор.... Уязвимость тела!?
Зло - это противоположная часть процессу творения. Если творение - добро, то разрушение этого творения - зло.
01 Авг 2007
3.Елена
Адам мог получить бессмертие, послушанием или преступлением заповеди, так как был создан не смертным, и не бессмертным. Познание добра и зла у первых людей было уже при сотворении. Вот, что пишет Св. Ефрем Сирин по поводу этого: "Ева не вникнула в слова змия, не рассудила, что он, как искуситель, говорит противное сказанному Богом, не возразила змию его же словами, и не сказала: как отверзутся очи мои, когда не заключены? и как, вкусив плодов древа, узнаю доброе и лукавое, когда и до вкушения имею сие ведение? Она упустила из вида, что надлежало ей сказать в ответ змию, и, по желанию его, отвратила очи свои от змия, который был пред нею, устремила же взор на древо, к которому запрещено было приближаться.
Змий умолк, потому что примечал давно уже ее виновность. Не столько услышанное Евою обещание убеждало ее вкусить плода сего древа, сколько устремленный на древо взор обольщал сорвать плод его и вкусить. Ева могла сказать змию: если я лишена зрения, то как вижу все видимое? если не умею различать добра и зла, то почему разумею, хорошо ли, худо ли твое обещание? почему знаю, что хорошо быть богом, вожделенно иметь отверстые очи? откуда мне известно, что смерть есть зло? Если я лишена сего, то для чего пришел ко мне? Приход твой к нам свидетельствует, что имеем мы все это; ибо обещание твое изведываю тем зрением, которое уже имею, и тою способностью различать доброе и худое, которая уже есть у меня. Если же имею у себя, что обещаешь мне; то где вся твоя хитрость, когда не укрылось от меня коварство твое? Но Ева не сказала сего змию, ибо, сказав, победила бы его; устремила же взор свой к древу, чтобы скорее быть побежденною.
Итак Ева, предавшись пожеланию очей своих и вожделев быть богом, что обещал ей змий, срывает запрещенный плод, и вкушает тайно от мужа своего, а потом дает и мужу, который также вкушает."
01 Авг 2007
4.Олег
Вопрос состоит в том, объективно ли, когда составляют Древо Познания для анализа собственной жизни. Мое мнение - подход диалектичный. Поэтому научно!
02 Авг 2007
5.Каролина Мягкая
Предмет знания
Однажды я была на встрече с одной известной писательницей, имя которой не назову специально, дабы не апеллировать ни к ее имиджу, ни к ее текстам. Достаточно того, что на встрече в 'Молодой гвардии' было около трех десятков интеллигентных дам среднего возраста. И вот, писательница упомянула какой-то астрологический термин. 'Как?! - возмутился шелковый шарфик в первом ряду. - Вы, Мария Ивановна, такая образованная женщина, и верите в астрологию?!': 'Астрология не есть предмет веры, - невозмутимо ответила писательница. - Астрология есть предмет знания. Вы же верите в анатомию?'
:Давайте поговорим о материи тонкой и деликатной, которую большинство людей оберегают столь же стыдливо и рьяно, как и свою интимную жизнь. Впрочем, о чем я?... много более. Об образовании: О нашем с вами образовании.
А ну-ка скажите, кто из вас, будучи студентом, не задавался вопросом 'Зачем же мне, инженеру-теплотехнику, изучать культурологию?' Например, мои однокурсники, посыпая головы пеплом конспектов, задавались. Но давайте посмотрим правде в глаза... В эти белесые, смущенно бегающие по сторонам подслеповатые глазки. Мы с вами - катастрофически необразованные люди, что не наша вина, но беда. Мы не знаем мифов Древней Греции, социально-политических регулятивных механизмов в эпоху Возрождения и кто такой этот Заратустра, который что-то там сказал. Или сказала? Ведь согласно, правилу образования склонений, Заратустра - "она", "моя"?...
Мы не умеем проводить параллели между разными сферами знания, мы не видим века целиком. Мы не ваяем его, не пишем, не поем - мы просто ничего о нем не знаем. Мы отстаиваем до хрипоты придуманное нами значение понятий, выдавая эту фантазию за Точку Зрения. Но на самом деле, мы просто слишком мало работаем с учебниками и словарями.
Нас не учили тому, как это - быть всесторонне развитым, образованным человеком, нам не могли объяснить, зачем это. Мы не умеем заниматься самообразованием. Жидкость для чистки металлически поверхностей покупать умеем, мясную запеканку готовить умеем, а грамотно, качественно, с учетом суммарного культурного и социального контекста посмотреть на картину Модильяни - нет.
Мы пытаемся создавать эстетически привлекательное, интересное жилье. Мы надеемся на то, что мы сами, облаченные в кофточки и муфточки, представляем собой явление отличное, от миллиардов подобных двуногих. Но что мы знаем об эстетике в принципе, как зарождалась она, спорилась и развивалась? Что влияло на это, что - препятствовало, какие из творческих канонов чтить свято, а какие, с учетом определенных тенденций, нарушать. Мы не видим перекрещивающихся тенденций, цитирующих друг друга предметов, полных скрытых и чуть ехидных ссылок друг на друга.
02 Авг 2007
6.Каролина Мягкая
И нам очень часто скучно. Нам скучно сделать так, чтобы было интересно. Мы не умеем, и мы не видим резона в том, чтобы попробовать. Боимся, столкнув с реальностью свое ощущение внутренней индивидуальности, обнаружить его разбитым в неровные осколки. И что потом?... Долгий труд по строительству нового, более прочного?... Но мы не готовы.
Мы потребители, не понимающее того, что даже лестница потребления - бесконечна. И одно дело, просто купить мебель в квартиру, и совсем другое - создать в квартире особый, красочный, содержательный колорит, комфортабельный и эстетически сытный уют, который захочется мазать на простой хлеб ежедневности снова и снова.
Давайте зададим сами себе следующие вопросы:
1. Считаю ли я себя образованным человеком?
2. Что побуждает меня так думать?
3. Как часто я ставлю себя в ситуации, которые могли бы меня в этом убеждении пошатнуть или укрепить (посещаю музеи, выставки, беседую с умными и развитыми людьми)?
Как правило, только мысль о том, что ответ на вопрос 1, следует подкрепить ответами на вопросы 2 и 3, заставляет человека не торопиться с ним. Но большинство торопится: удивительно, но самым уверенным в своей широте кругозора и аналитическом культурном аппарате человеком на моем пути оказалась двадцатилетняя якутская студентка. Вопросы 2 и 3 были совершенно справедливо ею сочтены некорректным переходом на личности и жгучим оскорблением.
02 Авг 2007
7.Каролина Мягкая
И пока на вашем пути не попалась я, которая не верит словам, а лишь фактам, задайте эти вопросы сами себе. Не пополняйте стан людей, которые кричат, что все феминистки - дурочки, ничего не зная об определении сего течения вообще и об актах его осуществления. Или что все дурочки - блондинки, ничего не зная о генетике, биологии и методе извлечения минимального здравого зерна из популярных анекдотов. Или что Ельцин был плохим. Или что Сталин был хорошим. Не у каждого доктора исторических наук аргументация любого из вышеперечисленных тезисов будет корректной. А без диплома - и разговаривать не о чем.
Прошу прощения, если мои слова во всей безысходности открыли перед вами картину собственного ничтожества. Надеюсь, что это так. Потому что никак иначе не ступить на дорогу нормального самообразования (а хорошего образования, даруемого вам кем-то другим, в это стране все еще очень мало, да и не утопия ли оно в принципе?)
А впрочем, это необязательно. Я знаю одного сорокалетнего человека, который, совершенно определенно, читал Жванецкого и Булгакова. И это хороший выбор, поверьте, вполне достаточный для выборки остроумных, величественных и изящных цитат на все случаи жизни. Его примеру последовать легко, но права на осознание себя человеком тонким, интеллектуальным, действительно образованным, на этом основании я вам не дам. А вы себе сами?