УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович

5/17.5.1878 - 2.10.1947

  • Теософ, сторонник оккультизма.

  • В 1905 г. увлекся эзотерическими учениями, путешествовал по странам Западной Европы и Востока.

  • С 1921 г. жил в Лондоне. Испытал большое влияние Г.И.Гурджиева.

  • Выдвинул идею многомерности мира, рассматривая время в качестве его четвертого измерения. Мистику считал способом, позволяющим достичь кантовских «ноуменов». Развивал идеи духовного совершенствования и достижения индивидуального бессмертия как результата движения по «четвертому пути», отличного от пути «факира», «монаха» и «йога».

  • Учение У. получило распространение в англоязычных странах.

Сочинения:

  1. Внутр. круг. О "последней черте" и сверхчеловеке. Две лекции. СПб., 1913;

  2. Терциум органум. Ключ к загадкам мира. СПб., 1911;

  3. Четвёртое измерение. СПб., 1910;

  4. Искания новой жизни. 3-е изд. П., 1918;

  5. В поисках чудесного. СПб., 1992;

  6. Новая модель Вселенной. СПб., 1993;

  7. Психология возможной эволюции человека. СПб., 1995. The Fourth Way. N.Y., 1957;

  8. In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching. N.Y., 1949;

  9. A New Model of the Universe. N.Y., 1931;

  10. The Psychology of Man's Possible Evolution. L.; N.Y., 1950;

  11. The Strange Life of Ivan Osokin. N.Y., 1947;

  12. Tertium organum (The Third organ of thought), A Key to the Enigmas of the World. N.Y., 1920.

Ключевые слова:

Возможность стать другим

Гармони ческий человек

Границы Я

Изменчивость «я» и комплексы

Измерения сознания

Изучение сознания

Иллюзии и реальность

Искание смысла

Любовь

Любовь и гений

Любовь и половое чувство

Поиск скрытого значения

Потери старого и раскрытия нового

Потребность в синтезе

Реальность мистического опыта

Семь ступеней человека

Скрытая сторона жизни

Смысл жизни

Сознание

Стадии развития сознания

Ступени сознания

Условная неправильность

Устройство человека

Цель нравственного совершенствования

Чистые и нечистые эмоции

Эмоции

«Материализм», или «энергетизм»

 

идеи:

Возможность стать другим

Почему все люди не могут развиться и стать другими существами?

Ответ очень прост. Потому что они не хотят этого. Потому что они не узнают и не поймут без длительной подготовки ничего, даже если им рассказать об этом.

Главная идея состоит в том, что для того, чтобы стать иным существом, человек должен очень сильно желать этого на протяжении длительного времени. Преходящее или случайное желание, опирающееся на неудовлетворённость внешними условиями, не даёт достаточного импульса.

Эволюция человека зависит от понимания им того, что он может получить и то что он хочет ради этого отдать.

Если человек не хочет или хочет недостаточно сильно, не предпринимая необходимых усилий, то он никогда не разовьётся. Так что тут нет никакой несправедливости. Зачем человеку то, чего он не хочет? Было бы несправедливо как раз то, что человека принуждают стать другим существом, тогда как он вполне собой доволен.

Теперь нам нужно спросить себя: что означает быть другим существом? Если мы бросим взгляд на все доступные нам материалы по данному вопросу, то мы обнаружим следующее утверждение: став другим существом, человек обретает многие новые качества и силы, каковых он лишен сейчас. Это общее утверждение, обнаруживаемое нами в различных системах, признающих идею психологического или внутреннего роста человека.

Гармони ческий человек

Мужчина и женщина должны Взаимно дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг друга идейно, образуя вместе г а р м о н и ч е с к о г о человека, могущего творить жизнь.

Поэтому с психологической точки зрения гармонический брак будет только такой, где обе стороны будут действовать одна на другую оплодотворяющим образом, повторяя в масштабе личной жизни действие одной на другую двух половин человеческого рода.

И очень может быть, что этот гармонический брак и существует только между полами, взятыми в целом, - прикрывая и оправдывая своей гармонией дисгармонию, вероятно, неизбежную между людьми, или возможную только в отдельные моменты.

Границы Я

Конечно, между объективным знанием дикаря и Герберта Спенсера - огромная разница. Но и то, и другое знание не выходят из пределов трехмерной сферы, т. е. области «условного» нереального.

Для того, чтобы выйти из трехмерной сферы, нужно расширить субъективное знание. Расширение субъективного знания - это есть расширение границ Я.

Возможно ли расширение границ Я?

Изучение сложных форм познания говорить нам, что да, возможно.

Расширение субъективного познания, расширение границ Я - это значит включение в свое Я того, что обыкновенно восприни-мается, как Не я.

Границы Я - вообще очень условны и неопределенны. Животные еще плохо сознают свое Я, соединяют его с тем, к чему в данный момент стремятся. Человек ограничивает свое Я - своим телом. Изучая мир, он относить свое тело к области Не я и принимает за Я только внутренний, познающий центр. Дальше при расширении сознания опять идет расширение Я. Не определяя точнее, мы можем сказать, что ощущение своего Я меняется при изменении форм сознания.

Знаменитый Александрийский философ Плотин (III в.) утверждал, что для совершенного познания субъект и объект должны быть соединены, - что разумный агент и понимаемая вещь не должны быть разделены.

«Потому что тот, кто видит, сам становится вещью, ко-торую видит». (О гностических ипостасях).

«Видит» здесь нужно понимать, конечно, в смысле интуиции.

Изменчивость «я» и комплексы

Единственное, что хорошо в нашем нынешнем состоянии, это отсутствие постоянства чего бы то ни было. Если бы что-нибудь из нашего нынешнего состояния сделалось постоянным, это означало бы безумие. Только у сумасшедших есть постоянное Эго.

Между прочим, этот факт избавляет нас от ещё одного ложного термина, проникшего в язык сегодняшней психологии из так называемого психоанализа: я имею в виду слово «комплекс». В нашем психологическом устройстве нет ничего, что соответствовало бы идее «комплекса». В психиатрии XIX в. то, что сегодня именуется «комплексом», называлось «навязчивой идеей», а последняя рассматривалась как признак безумия. И это остается совершенно верным.

У нормального человека нет «навязчивых идей», «комплексов» или «пристрастий». Полезно об этом помнить, если кто-нибудь попытается найти у вас комплексы. У нас и так предостаточно дурных черт и наши шансы достаточно малы и без всяких комплексов.

Измерения сознания

Если мы представим себе мир, состоящим из таких сознаний, то мы должны признать, что они расположены в каком-то особом порядке, не отвечающем ни одному из известных нам. Если мы представим себе линию, соединяющую эти сознания, то мы должны сказать, что эта линия не идет ни по одному из известных нам измерений пространства: - ни по его длине, ни по широте, ни по высоте, ни по времени (4-е измерение), ни по высоте сознания над временем (5-е измерение) - а идет по какому-то совсем другому направлению, перпендикулярному ко всем предыдущим, и не па-раллельному ни одному из них - по направленно шестого измерения. И если между сознаниями может идти внутреннее общение, то оно должно идти по этой линии, по шестому измерению.

Шестое измерение есть линия, соединяющая все сознания мира, образующая из них одно целое.

Существуют или не существуют эти сознания в других разрезах мира кроме нашего, мы их при существующих условиях нашего восприятия ощутить не можем. - Наше сознание чересчур поглощено ощущениями феноменального мира и самим собой, и поэтому просто, вероятно, не отражает впечатлений, приходящих к нему по линии 6-го измерения, или отражает так слабо, что они не фиксируются у него в сколько-нибудь заметной форме. И наше сознание не дает себе отчета, что оно находится в постоянном общении с нуменом всего окружающего и близкого, и далекого, с сознаниями, подобными ему и совершенно различными, с сознанием всего в мире и с сознанием всего мира. - Если же впечатления, приходящие по 6-му измерению, настолько сильны, что сознание ощущает их, то оно немедленно проектирует их во внешний феноменальный мир и ищет для них причину в феноменальном мире, совершенно так же, как двумерное существо, живущее на плоскости, ищет на своей плоскости причин впечатлений, идущих из нашего мира.

Изучение сознания

Я постараюсь объяснить, как можно изучать сознание. Возьмите в одну руку часы и смотрите на другую свою руку, стараясь отдавать отчёт о себе самом, и сосредоточьтесь на мысли: «Я - Петр Успенский», «Я существую здесь и теперь». Старайтесь ни о чём другом не думать, просто следите за движениями руки и находитесь в сознании самих себя, своего имени, своего существования и места, где вы находитесь. Все остальные мысли отгоняйте.

Если вы будете настойчивы, то вас хватит на две минуты. Это и есть предел вашего сознания. А если вы попробуете вскоре повторить опыт, то обнаружите, что вам будет труднее его проводить, чем в первый раз.

Этот эксперимент показывает, что человек в своём естественном состоянии с величайшими усилиями способен быть сознательным по поводу одного предмета (себя самого) пару минут, а то и меньше.

Самый важный вывод после такого опыта будет следующим: человек себя не осознаёт. Иллюзия самосознания создается памятью и процессом мышления.

Иллюзии и реальность

Мир один, - способы познания его разные. И с несовершенны-ми способами познания нельзя проникнуть в то, что доступно только совершенным способам.

Попытки проникнуть мысленно в потусторонний или ноуменальный мир, или мир причин с логикой феноменального мира, если они не оказывались совсем неудачными или не заводили чело-века в мир снов наяву, давали только один результат. - Сознавая новый порядок вещей, человек терял ощущение реаль-ности старого порядка. Видимый мир начинал ему казаться фантастическим, нереальным, все исчезало кругом него, разлеталось, как дым, оставляя жуткое ощущение иллюзии. Во всем он чувствовал бездну бесконечности, и все проваливалось в эту бездну.

Ощущение бесконечности есть первое и самое страшное испытание перед посвящением. В мистической литературе всех на-родов есть упоминания об этом ощущении пустоты и тьмы.

Таинственное божество древних египтян, о котором говорится в мифах Орфея. («Древняя мудрость» Анни Безант) была:

Трижды, непознаваемая тьма, созерцание которой способно вся-кое знание превратить в неведение.

Искание смысла

Искание смысла окрещено ироническим названием телеологии и признается граничащим с абсурдом. Это, конечно, вернее. Потому что телеология с пози-тивной точки зрения действительно абсурд. Но позитивная точка зрения не единственная возможная. Ошибка позитивизма в том, что он не видит ничего кроме себя и считает - или все возможным для себя - или невозможным очень многое, что вполне возможно, но не для него.

Человечество же никогда не перестает искать ответов на вопросы почему и для чего.

Позитивный ученый перед природой находится почти в положении дикаря среди библиотеки, полной ценных, редких книг. Книга для него вещь, известной величины и веса. Сколько бы он ни думал, для чего может служить эта странная вещь, он по ее внешности никогда не поймет, и содержите книги для него оста-ется непостижимым нуменом. Но если человек знает о существовали содержания книги, нумена, если он знает, что под видимыми явлениями кроется тайный смысл, то он в конце концов доберется до сути книги.

Для этого необходимо понимать идею содержания книги, т. е. смысл вещи в себе.

Ученый, который находить таблички с иероглифами или клинообразными надписями на незнакомом языке, после боль-шого труда разбирает их и прочитывает. - И для того, чтобы прочитать их, ему необходимо только одно: - необходимо знать, что эти значки представляют собой надпись. Пока он будет считать их простым орнаментом, внешним украшением табличек или случайным рисунком, не связанным со смыслом - до тех пор их смысл и значение будут для него абсолютно закрыты. Но стоит ему только предположить существование этого смысла, и возможность постижения уже откры-лась.

Нет шифра, которого нельзя бы было прочитать без всякого ключа. Но нужно знать, что это шифр. Это первое и необхо-димое условие. Без этого идти нельзя.

Любовь

Любовь всегда была и есть главная тема искусства. И это вполне понятно. Здесь сходятся все нити человеческой жизни, все эмоции; через любовь человек соприкасается с будущим, с вечностью, с расой, к которой он принадлежит, со всем прошлым человечества и со всей его грядущей судьбой. - В соприкосновении полов, в их влечении друг к другу, лежит великая тайна жизни, тайна творчества. Отношение скрытой стороны жизни к явной, т. е. проявление реальной жизни в нашей, кажущейся, особенно ярко вы-рисовывается в этой вечно трактуемой, вечно разбираемой и обсу-ждаемой - и вечно непонимаемой области, именно в отношениях полов: Обыкновенно отношения мужчин и женщин рассматривают как необходимость, вытекающую из необходимости продолжения человеческого рода на земле. Рождение - вот raison d’etre любви с религиозной, моральной и научной точки зрения. Но в действительности творчество заключается не в одном только продолжении жизни, а прежде всего и больше всего в творчестве идей. Любовь является огромной силой, производящей идеи, будящей творческую способность человека.

Когда сольются две силы, заключающаяся в любви - сила жизни и сила идеи - человечество сознательно пойдет «к своим высшим судьбам».

Пока только искусство чувствует это.

Все, что говорится о любви «реалистически», всегда грубо и плоско.

Ни в чем так резко не проявляется различие глубокого «оккультного» понимания жизни и поверхностного «позитивного», как в вопросе о любви.

Любовь и гений

Мужчина стремится к женщине, не думая о детях, он ищет наслаждения или бежит от одиночества. Во всяком случае он ищет чего-то для себя. И женщина тоже ищет «счастья» для себя. Дети являются как бы сами по себе. Точно так же идеи, которые возбуждает женщина. Она рождает в мужчине идеи, но это совсем не значить, что она что-нибудь сознательно дает или хочет дать. Она тоже может искать только личного наслаждения, брать мужчину для себя, для своего желания, для своего ощущения и этим самым давать жизнь новым идеям. И может совсем ничего не искать, даже не знать, не видеть мужчины, пройти мимо него, и не заметить его, и одним своим существованием оплодо-творить его фантазию на всю жизнь. Бесконечно разнообразны здесь способы оплодотворения духа. Иногда для этого нужно наслаждение, вся красота любви. Иногда нужно страдание, острое и глубокое, проникающее до самых глубин души. Иногда нужно преступление, иногда отречение, жертва.

Иногда достаточно силуэта в окне. Одной линии фигуры или одного случайного взгляда, которым обмениваются незнакомые встречные. Поэзия знает это. Она знает ценность и того, что было, и того, чего не было в любви.

Если рождение идей есть свет, идущий от любви, то этот свет идет от большого огня. И в этом непрестанном огне, в котором горит все человечество и весь мир, вырабатываются, утончаются все силы человеческого духа и гения.

Любовь и половое чувство

Для людей существует вопрос о любви.

Любовь - это индивидуализированное чувство, направленное на определенный объект, на одну женщину или на одного мужчину. Другая или другой не могут заменить любимого.

«Половое чувство» - это не индивидуализированное чувство, тут годится всякий более или менее подходящий мужчина, всякая более или менее молодая женщина.

Любовь - орудие познания, она сближает людей, открывает перед одним человеком душу другого, дает возможность загля-нуть в душу природы, почувствовать действие космических сил.

Любовь - это признак породы.

Она проявляется уже у животных в тех породах, где действует отбор, у диких хищных животных, у кровных лошадей, у породистых собак.

У людей любовь это орудие совершенствования расы. Когда из поколения в поколение люди любят, т. е. ищут красоты, чувства, взаимности, то они вырабатывают тип, ищущей любви и способный на любовь, тип, эволюционирующий, восходящий.

Когда из поколения в поколение люди сходятся, как попало, без любви, без красоты, без чувства, без взаимности - или по соображениям, посторонним любви, из расчета, из экономических выгод, в интересах «дела» или «хозяйства», то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора. Вместо «любви» у них вырабатывается «половое чувство», безразличное, и не служащее отбору, не только не сохраняющее и не улучшающее породу, но наоборот теряющее ее. Тип мельчает, физически и нравственно вырождается.

Любовь - орудие отбора.

«Половое чувство» - орудие вырождения.

Различие «вопроса о любви», как его берет искусство, и «по-лового вопроса», как его берет современная реалистическая лите-ратура, показывает различие двух пониманий жизни. Одно идет по поверхности, по видимому миру и видит только человеческую жизнь, другое проникает в глубь, в тайники чувства и ощущает биение пульса какой то другой большой жизни.

Поиск скрытого значения

Мачта корабля дальнего плавания, виселица, на которой вешают борцов за свободу, крест в степи на перекрестке дорог - могут быть сделаны из одинакового дерева. Но в действительно-сти это разные предметы из разного материала. То, что мы видим, осязаем, исследуем - это только «кружки на плоскости» от монеты и свечки. Это только тени реальных вещей, - сущность которых заключается в их функции. Тени матроса, палача и подвижника могут быть совершенно одинаковы - по теням их не различишь, точно так же как химическим исследованием не различишь дерева мачты, виселицы и креста. Но это разные люди и разные предметы - равны и одинаковы только тени.

И такое отношение повторяется при наблюдении всех феноменов. Мачта, виселица и крест - это вещи настолько различных категорий, атомы настолько различных тел (которые мы знаем по их функциям), что ни о какой одинаковости их не может быть даже речи. Наше несчастье в том, что мы химический состав считаем наиболее реальным признаком тела. Между тем реальных признаков нужно искать в функциях вещи. Если бы у нас явилась возможность расширить и углубить наш взгляд на цепи последовательностей, звеньями которых являются наши действия и поступки; - если бы мы научились брать их не только в узком значении по отношению к жизни человека, к своей жизни - но в широком космическом значении; если бы нам удалось найти и установить связь простых явлений нашей жизни с жизнью космо-са, то несомненно, в самых «простых» явлениях для нас откры-лось бы бесконечно много нового и неожиданного.

Мы можем таким образом узнать, напр., нечто совершенно новое о простых физических явлениях, которые привыкли считать естественными, необходимыми и объясненными, о которых мы при-выкли думать, что что-то знаем о них. И вдруг мы можем узнать, что ничего не знаем, что все, что мы до сих пор знали о них, это только неправильный вывод из неправильных предположений. Нам может раскрыться нечто бесконечно большое и неизмеримо важное в таких явлениях, как расширение и сокращение тел, теплота, свет, звук, движение планет, наступление дня и ночи, смена времен года и пр., и пр. Вообще для нас вдруг могут объ-ясниться самым неожиданным образом свойства явлений, которые мы привыкли принимать, как данные, как не заключающие в себе ничего сверх того, что мы в них видим.

Постоянность, длительность, периодичность, непериодичность явлений может получить для нас совершенно новый смысл и значение. Новое и неожиданное может открыться нам в переходе одних явлений в другие. Рождение, смерть, жизнь человека, его отношения с другими людьми, любовь, вражда, симпатии, антипатии, желания, страсти - вдруг могут осветиться совершенно новым светом. Нам очень трудно сейчас представить себе природу этого нового, которое мы можем почувствовать в старых вещах; - и очень трудно будет уяснить себе ее, когда мы начнем ее чувство-вать. Но в сущности только наша неспособность чувствовать и по-нимать это новое и отделяет нас от него, потому что мы живем в нем и среди него. - Но наши чувства слишком примитивны, наши понятия слишком грубы для той тонкой дифференцировки явлений, которая должна открываться нам в высшем пространстве. Наш ум, наша способность ассоциаций, недостаточно эластичны для охватывания новых соотношений. Поэтому первым чувством при знакомстве с «тем миром» (т. е. с этим же самым нашим миром, только взятым без тех ограничений, в которых мы его обыкновенно рассматриваем) - должно быть удивление, и это удивление должно все больше и больше расти по мере большего знаком-ства. И чем лучше мы знаем какую-нибудь вещь или какое-нибудь отношение вещей, чем ближе, чем фамильярнее нам они, тем больше нас должно удивлять то новое и неожиданное, что мы будем в них открывать.

Желая понять ноуменальный мир, мы должны искать скрытое значение во всем. Теперь в нас слишком глубоко въелся позитивизм с его стремлением искать у всего видимую причину и видимое следствие. С багажом позитивных привычек нам очень трудно постигать некоторые идеи. Между прочим нам очень трудно понять реальность различия в ноуменальном мире одинаковых предметов нашего мира с различными функциями.

Но, если мы хотим приблизиться к пониманию ноуменального мира, мы всеми силами должны стараться замечать все те кажущиеся, «субъективные» различия между предметами, которые нас иногда поражают, которые мы иногда до боли ясно чувствуем; - те различия, которые выражаются в художественных образах, часто являющихся прозрением в мир реальностей. - Эти различия и есть реальности ноуменального мира, гораздо более реальные, чем вся майя наших феноменов.

Мы должны стараться замечать эти реальности и развивать в себе способность чувствовать их, потому что именно таким образом и только таким образом мы становимся в общение с ноуменальным миром или миром причин.

Потери старого и раскрытия нового

В «теософической» литературе, в книгах Анни Безант и Лэдбитера часто говорится о том, что, переходя в «астральный» мир, человек начинает видеть новые краски, краски, каких нет в солнечном спектр. В этой изящной символике новых красок «астральной сферы» передается именно мысль о новых эмоциях, которые человек начинает испытывать вместе с ощущением расширенного сознания, «океана, вливающегося в каплю». - Это «невероятное блаженство», о котором говорят мистики, небесный свет, который «видят» святые, «новые ощущения», которые испытывают поэты. Даже разговорная психология связывает «экстаз» с совершенно особенными, новыми ощущениями, недоступными и неизвестными человеку в обыкновенной жизни.

Это ощущение света и безграничной радости испытывается в момент раскрытия сознания (раскрытия мистического лотоса индийских йоги), в момент ощущения бесконечности, которое дает ощущение тьмы и безграничного ужаса.

Что же это значит?

Как согласовать ощущение света с ощущением тьмы, ощущение радости с ощущением ужаса? Может ли это быть одновремен-но? Бывает ли одновременно?

Бывает, и непременно должно бывать. Мистическая лите-ратура дает нам примеры этого. Одновременное ощущение света и тьмы, радости и ужаса, как будто символизирует странную двойственность и противоречивость человеческой природы. Оно может быть у человека очень сильно раздвоившегося, одной сто-роной своей природы далеко ушедшего в «дух», и другой стороной глубоко погруженного в «материю», т. е. в иллюзию, в нереаль-ность чересчур глубоко верящего в реальность нереального.

Говоря вообще, ощущение света, жизни, разлитого во всем сознания, и радости, дает новый мир. Но тот же самый мир неподготовленному уму дает ощущение бесконечной тьмы и ужаса. Кроме того ощущение ужаса должна дать потеря всего реального, исчезновение этого мира.

Для того, чтобы не испытать ужаса от нового мира, нужно знать его раньше или эмоционально: верой или любовью; или интел-лектуально - умом.

А чтобы не испытать ужаса от потери старого мира, нужно от него добровольно отказаться заранее, тоже или верой, или умом.

Нужно добровольно отказаться от всего прекрасного, светлого мира, в котором мы живем, нужно признать, что это призрак, фантом, нереальность, обман, иллюзия, майя. Нужно прими-риться с этой нереальностью, не бояться ее, а радоваться ей. Нуж-но лишиться всего. Нужно стать н и щ и м д у х о м , т.е. сделать себя совершенно нищим усилием своего духа.

В прекрасном Евангельском символе выражена глубочай-шая философская истина.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Раньше говорилось, что может значить мистическое выражение Царство Небесное. (Нирвана). «Нищие», конечно, не значит бедные материально в житейском смысле слова. Эта нищета полная, абсо-лютная, такая нищета, при которой человек не имеет под ногами земли, а над головой неба.

Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову.

Такая нищета, при которой человек совершенно один, потому что других людей даже самых близких, отца, мать, здесь на земле он считает фантомами, призраками и отказывается от них, потому что за этими фантомами он видит реальные сущности, к которым стремится, точно так же, как, отказываясь от феноменального призрака мира, он приближается к истинно реальному.

Момент перехода - этот страшный момент потери старого и раскрытия нового, в бесконечном числе аллегорий изображался в древней литературе. Облегчение этого перехода составляло цель мистерий. В Индии, в Египте, в Греции существовали особые подготовительные ритуалы, иногда только символические, иногда реальные, действительно подводившие душу к самым дверям нового мира и раскрывавшие эти двери в момент посвящения. Но внешние обряды и церемонии, всегда и во всем имеют только поверхностное значение. Главная работа должна была идти внутри в душе и в уме человека.

Потребность в синтезе

Философия, психология, математика, естествознание, социология, история культуры, искусство, богословие, теософия, каждое и каждая имеют свою литературу. - И это образование специальных литератур является главным злом и главным препятствием к правильному пониманию вещей. Каждая «литература» вырабатывает свой собственный язык, свою собственную терминологию и этим еще резче определяет свои границы, отделяет себя от других и делает свои границы непереходимыми.

Что нам нужно теперь - это синтез!

Реальность мистического опыта

До самого последнего времени научная психология не при-знавала реальности мистического опыта, и считала все мистические состояния патологическими, болезненными состояниями обычного сознания. Очень многие психологи-позитивисты и теперь дер-жатся этого взгляда, смешивая в одну общую массу реальные мистические состояния и псевдо-мистические извращения обычного сознания, и чисто психопатические состояния.

Это, конечно, не может способствовать правильному пониманию вопроса. Поэтому, прежде чем идти дальше, мы должны уста-новить, каким образом мы выделим реальные мистические со-стояния.

Проф. Джемс дает никоторые критерии для распознавания, мистических состояний: невыразимость в словах, интуитивность, непроизвольность и т. п., но он сам же указывает, что все эти признаки принадлежат простым эмоцюнальным состояниям. И он не определяет точно, чем отличаются мистические состоя-ния от эмоциональных, к которым они действительно близки по своему характеру.

Рассматривая мистические состояния, как познание расширенным сознанием, мы можем дать совершенно точные критерии для их распознавания и выделения из массы остального психического опыта.

1) Мистические состояния дают познание, которого не может дать ничто другое.

2) Мистические состояния дают познание нуменального мира со всеми его признаками.

3) Мистические состояния людей разных веков и разных народов обнаруживают поразительное сходство, а иногда пол-ную тожественность.

4)

Результаты мистического опыта совершенно нелогичны с нашей обычной точки зрения. Они мета-логичны. Т.е. к ним впол-не применим Tertium organum, который и является ключом к мистическому опыту.

Последнее особенно важно - нелогичность данных мисти-ческого опыта заставляла науку отвергать их. Теперь мы уста-новили, что нелогичность с нашей точки зрения есть необходи-мое условие потустороннего или ноуменального мира. Это не значит, что все, что нелогично, принадлежит к тому миру, но без-условно значить, что все, что принадлежит к тому миру, нело-гично с нашей точки зрения.

Мы установили, что с нашей логикой проникнуть туда нельзя, и установили возможность нового орудия мысли, позволяющего ей проникать в области, бывшие раньше недоступными.

Сознание необходимости такого орудия мысли несомненно су-ществовало очень давно, потому что, что представляет собой в сущности формула Tat tvam asi, как не аксиому транс-цендентальной логики.

То есть то значит: ты есть и ты, и не ты, и соответствует мета-логической формуле А есть и А и не А.

Если мы посмотрим с этой точки зрения на древние писания, то поймем, что они искали новой логики, и не удовлетворялись логикой вещей феноменального мира; и нам многое станет по-нятно. Прежде всего станет понятна та кажущаяся нелогич-ность древних философских систем, как будто строивших себе идеальный мир вместо существующего. Именно в этих построениях идеального мира и кроются очень часто системы выс-шей логики.

Семь ступеней человека

Человек № 1 - это человек, у которого двигательный и инстинктивный центры доминируют над интеллектуальным и эмоциональными центрами, т.е. Физический человек.

Человек № 2 - это человек, у которого эмоциональный центр господствует над интеллектуальным, двигательным и инстинктивным. Человек Эмоциональный.

Человек № 3 - это человек, у которого интеллектуальный центр преобладает над эмоциональным, двигательным и инстинктивным. Человек Интеллектуальный.

В обычной жизни мы встречаемся только с этими тремя категориями людей. Каждый из нас и все нам известные люди принадлежат к № 1, № 2 или № 3. Имеются высшие категории, но люди не принадлежат от рождения к этим высшим категориям. Все они рождаются под № 1, № 2 или № 3 и способны достичь высших категорий только посредством школ.

Человек № 4, как таковой не рождается. Он является продуктом школьной работы. Он отличается от № 1, 2, 3 своим знанием себя самого, пониманием своего положения и, если выразиться технически, обретением постоянного центра тяжести. Под последним я имею в виду, что идея достижения постоянного «Я» и воли, т.е. идея саморазвития уже стала для него важнее всех прочих интересов.

Нужно добавить их характеристике человека № 4, что у него более сбалансированные функции и центры, причём таким образом, как их никогда не удаётся сбалансировать без работы над собой согласно принципам и методам школы.

Человек № 5 - это человек, который обрёл единство и самосознание. Он отличается от обычного человека, поскольку у него работает один из высших центров, у него имеются многие функции и силы, каковыми обычный человек - № 1,2 и3 - не располагает.

Человек № 6 - это человек, достигший объективного сознания. У него работает другой высший центр. Он обладает многочисленными новыми способностями и силами, лежащими за пределами понимания обычного человека.

Человек № 7 - это человек, достигший всего того, чего вообще может достигнуть человек. У него постоянное «Я» и свободная воля. Он способен контролировать все состояния своего сознания, и он уже не может утратить чего-либо из им обретённого. Согласно иному способу описания, он бессмертен в пределах Солнечной системы.

Скрытая сторона жизни

Поэт понимает, что мачта корабля, виселица и крест сделаны из разного дерева. Он понимает разницу камня из стены церкви и из стены тюрьмы. Он слышит «голоса камней», понимает речи старинных стен, курганов, развалин, рек, лесов и степей. Он слышит голос безмолвия. Понимает психологическое различие молчания. Понимает, что молчание может быть разное.

Все искусство в сущности и заключается в понимании и изображении этих неуловимых различий. Феноменальный мир - толь-ко материал для художника, - как краски для живописца и звуки для музыканта, - только средство понять и выразить свое понимание нуменального мира.

И ни в чем, на настоящей ступени нашего развития, мы не обладаем таким сильным средством для познания мира причин, как в искусстве. Тайна жизни заключается в том, что нумен, т. е. скрытый смысл и скрытая функция вещи, отражается в ее феномене. Феномен - это отражение ноумена в нашей сфере. Ф е н о м е н - изображение ноумена. И по феномену можно узнать нумен. Только здесь ничего не сделают химические реактивы и спектроскоп. Отражение ноумена в феномене может понять и по-чувствовать только тот тонкий аппарат, который называется душой художника. «Оккультизм» - скрытую сторону жизни, нужно изу-чать в искусств.

Художник должен быть ясновидящим, он должен видеть то, чего не видят другие. И он должен быть магом, должен обла-дать даром заставлять других видеть то, чего они сами не ви-дят, и что видит он.

Смысл жизни

Смысл жизни - это вечная тема людских размышлений. Все философские системы, все религиозные учения стремятся найти и дать людям ответ на этот вопрос. Одни говорят, что смысл жизни в служении, в отдавании себя, в самопожертвовании, в жертве всем, даже жизнью. Другие говорят, что смысл жизни в наслаждении ею, «в ожидании конечного ужаса смерти». Одни говорят, что смысл жизни это совершенствование и созидание себе лучшего будущего за гробом. Другие говорят, что смысл в приближении к небытию. Третьи, что смысл - в совершенствовании расы, в «устроении жизни на земле». - Четвертые отрицают всякую возможность искать смысл.

Недостаток всех этих объяснений заключается в том, что все они пытаются найти смысл жизни вне ее самой, - или в будущем человечества, или в проблематическом существовании за гробом, или в эволюции Ego путем долгих последовательных перевоплощений, вообще в чем-нибудь вне настоящей жиз-ни человека. Но если вместо того, чтобы размышлять, люди просто посмотрят внутрь себя, то они увидят, что в действительности смысл жизни совсем не так темен. Он заключается в познании. Вся жизнь, всеми ее фактами, событиями и случай-ностями, волнениями и влечениями всегда приводит нас к познанию чего-нибудь. Весь жизненный опыт есть п о з н а н и е. Самая сильная эмоция человека, - это стремление к неизвестному. Даже в любви, как мы видим, самое сильное влечение, которому приносится в жертву все остальное, это влечение к неизвестному, к новому.

Сознание

В каждом целом нашего мира мы видим множество противоположных тенденций, наклонностей, стремлений, усилий. Каждое целое - как бы арена борьбы множества противоположных сил, из которых каждая действует сама по себе, стремится к своей цели, обыкновенно к разрушению целого. Но взаимодействие этих сил составляет жизнь целого. И во всем всегда действует нечто, ограничивающее деятельность отдельных тенденций. Это нечто -сознание целого. Установить существование этого сознания путем аналогии с собой или при помощи общения с ним и обмена мысля-ми мы не можем. Но нам открывается новый путь. Мы видим отдельную совершенно определенную функцию (сохранение целого целым). За этой функцией мы предполагаем отдельное нечто. Отдельное нечто, имеющее определенную функцию, невозможно без сознания. - Если целое обладает сознанием, то и отдельные тенденции или силы тоже должны обладать сознаниями. Тело или организм является точкой пересечения линий этих сознаний, местом встречи, может быть полем битвы. Я это и есть в действительности поле битвы, на котором в каждый данный момент берет верх та или другая эмоция, та или другая привычка, наклонность, подчиняя себе в данный момент остальные и отожествляя себя с Я. - Но и Я -существо, имеющее свою жизнь, только плохо сознающее, из чего оно само состоит и связывающее себя то с одной своей частью, то съ другой. Имеем ли мы основание предполагать в органах и членах тела, в мыслях и эмоциях человека существо? Имеем, так как знаем, что ничего бессознательного не существует, - и всякое нечто, имеющее отдельную функцию, должно иметь отдельное сознание.

Все сознания, которые мы можем предположить в мире многих измерений, могут не знать друг друга, т. е. не знать о том, что мы их связываем в разные целые в нашем феноменальном мире как вообще они могут не знать нашего феноменального мира и его отношений. Но себя самих они должны сознавать, хотя степени ясности их сознания мы определить не можем. Оно может быть и яснее нашего и может быть туманнее, находиться как бы во сне. Между этими сознаниями может идти непрерывный, но плохо созна-ваемый, обмен мыслей, подобный обмену веществ в живом теле. Некоторые чувства они могут испытывать сообща, некоторые мыс-ли могут возникать у них, как бы сразу у всех, одного порядка, под влиянием общих причин. По линиям этого внутреннего общения сознания должны разделяться на разные целые, совсем непонятных нам или отчасти предполагаемых категорий. Сущ-ность каждого такого отдельного сознания должна заключаться в том, что оно должно знать себя и свои ближайшие функции и отношения; оно должно чувствовать вещи, аналогичные себе, и должно иметь возможность рассказывать о себе и о них. Т. е. это сознание должно заключаться в том, что перед ним всегда должна стоять картина самого себя и ближайших отношений. Оно как будто вечно пересматривает эту картину и немедленно передает ее другому сознанию, вступающему с ним в общение.

Стадии развития сознания

1-я стадия - чувство одномерного пространства. Это состояние низшего животного, живущего почти растительной жизнью. Его сознание еще погружено в глубокий сон. Смутные тени ощущений проходят через него, оставляя смутные следы; как во сне, оно тянется к теплу, к свету.

2-я стадия - чувство двумерного пространства. Это состояние высшего животного. Оно уже ощущает, чувствует, сознает. Но оно еще не мыслит. Его сознание пассивно. Им управляет инстинкт вида.

3-я стадия - чувство трехмерного пространства. Человек. Ясное сознание и логическое мышление. Активное сознание. Разделение Я и Не я. Математика конечных и постоянных чисел. Позитив-ная наука или дуалистический спиритуализм, разделение духа и материи. Чувство отдельности. Темнота в прошедшем, темнота в будущем. Нереальность настоящего. Мертвая вселенная. Зага-дочность бытия.

4-я стадия - чувство четырехмерного пространства. Новое ощущение времени. Живая вселенная. Космическое сознание. Реальность бесконечного. Чувство общности со всем. Единство всего. Ощущение мировой гармонии. Новая мораль. Рождение сверхчеловека.

Посмотрим шире на отношение освобождаемых и освобождающих сил в разных родах явлений.

Мы увидим, что иногда ничтожное количество физической силы может освободить огромное, колоссальное количество тоже физической энергии.

Но все, какое только мы можем собрать количество физиче-ской силы, не в состоянии освободить капельки живой энергии, нужной для самостоятельного существования микроскопического живого организма.

Сила заключающаяся в живых организмах - жизненная сила - способна освобождать бесконечно большие количества энергии, (чем сила движения) как жизненной, так и просто физической.

Микроскопическая живая клеточка способна распространять-ся бесконечно, эволюционировать в новые виды, покрывать растительностью материки, заполнять водорослями океаны, строить острова из кораллов, оставлять после себя мощные пласты каменного угля и пр., и пр.

Относительно скрытой энергии, заключающейся в явлениях сознания, т. е. мыслях, в чувствах, в желаниях и в воле, мы видим, что количество ее еще более неизмеримо, еще более без-гранично. Из личного опыта, из наблюдения, из истории мы знаем, что идея, чувство или воля могут, проявляясь, освобож-дать бесконечные количества энергии, создавать бесконечные ряды явлений. Идея может действовать века и тысячелетия и только расти и углубляться, вызывая все новые и новые ряды яв-лений, освобождая все новую и новую энергию. Мы знаем, что мысли продолжают действовать и жить, когда самое имя чело-века, создавшего их, превратилось в миф, как имена осно-вателей древних религий, творцов бессмертных поэтических произведений древности, героев, вождей, пророков. Их слова повторяются бесчисленным количеством уст. Идеи разбира-ются, комментируются. Сохранившиеся произведения переводятся, печатаются, читаются, заучиваются наизусть, декламируются, ставятся на сценах, иллюстрируются. И это не только великие произведения мировых гениев. Какое-нибудь одно маленькое стихотворение может жить тысячелетия, заставляя сотни людей работать для себя, служить себе, передавать себя дальше.

Посмотрите, сколько потенциальной энергии в каком-нибудь маленьком стихотворении Пушкина или Лермонтова. Эта энергия действует не только на чувства людей, но самим своим существованием действует на их волю. - Посмотрите, как живут и не хотят умирать слова, мысли и чувства полуфантастического Гомера - и сколько «движения» вызвало за время своего существования каждое его слово.

Несомненно, что в каждой мысли поэта заключается огром-ный потенциал силы, подобный потенциалу, заключающемуся в куске угля или в живой клеточке, но бесконечно более тонкий, невесомый и могущественный.

Это замечательное соотношение явлений может быть выра-жено так, что, чем дальше данное явление от видимого и осязаемого, - от физического, - чем дальше оно от материи, теме больше в нем скрытой силы, тем большее количество явлений оно может произвести, повлечь за собой, тем большее количе-ство энергии оно может освободить, и тем меньше оно зависит от времени.

Ступени сознания

Гора, дерево, рыбка, капля воды, дождь, пла-нета, огонь - каждое в отдельности должно обладать своим сознанием.

Если посмотреть с той стороны, со стороны, ноуменов, то нужно сказать, что всякая вещь и всякое явление нашего мира есть проявление в нашем разрезе какого-то непонятного нам сознания из другого разреза, сознания, имеющего там непонятные для нас функции. Одно сознание там таково и его функция такова, что оно проявляется здесь в виде горы, другое в виде дерева, третье в виде рыбки и т. д.

Гора есть функция сознания А в нашем разрезе. - Дерево, есть функция сознания В в нашем разрезе.

Река есть функция сознания С в нашем разрезе.

Сознаний А, В, С мы совсем не знаем, - потому что они не аналогичны нашим, и можем только догадываться об их существовании.

Феномены нашего мира очень различны. Если они ничто иное, как проявления в нашем мире разных сознаний, то эти сознания так же должны быть очень различны.

Между сознанием горы и сознанием человека должна быть та-кая же разница, как между горой и человеком.

Раньше мы признали возможность различных существований. Мы говорили, что и дом существует, и человек существует, и идея существует, - но все существуют различно. Если мы продолжим эту мысль, то мы найдем очень много родов различных существований.

Сказочная фантазия, одушевляя весь мир, приписывает горам, рекам и лесам человеческие сознания. Но это так же неверно, как полное отрицание сознательности в мертвой природе. Ноумены так же различны и разнообразны, как феномены, служащие их проявлением в нашей сфере.

У всякого камня, у всякой песчинки, у всякой планеты есть нумен, заключающийся в жизни и в сознании и связывающий ее с какими-то непостижимыми для нас целыми.

Активность жизни отдельных единиц может быть очень раз-лична, т, е. их отношение ко времени может быть разное. Может быть, можно сказать, что они представляют собой различные линии четвертого измерения - одни параллельны времени, как мы ощущаем его, другие пересекают его. Затем степень активности жизни можно рассматривать со стороны воссоздаваемости себя. В не-органической, минеральной природе эта активность так мала, что доступные нашему наблюдению единицы этой природы не воссоздают себя.

Условная неправильность

Если мы сравним аксиомы логики Аристотеля и Бэкона с аксиомами общеизвестной математики, то мы найдем между ними полное сходство.

Аксиомы логики.

А есть А.

А не есть не А.

Всякая вещь есть или А, или не А.

вполне соответствуют основным аксиомам математики, аксиомам тожества и противоречия.

Всякая величина равна самой себе.

Часть меньше целого.

Две величины равные порознь третьей, равны между собой

и т. д.

Сходство аксиом математики и логики идет очень глубоко, и это позволяет сделать заключение об их одинаковом происхождении.

Законы математики и законы логики - это законы отражения феноменального мира в нашем сознании.

Как аксиомы логики могут оперировать только с понятиями и относятся только к понятиям, так аксиомы математики могут оперировать только с конечными и постоянными величинами и от-носятся только к ним.

По отношению к бесконечным и переменным величинам эти аксиомы неверны, так же, как аксиомы логики неверны по отношению к эмоциям, к символам, к музыкальности и к скрытому значение слова.

Что это значит?

Это значит, что аксиомы логики и математики выведены нами из наблюдения явлений, т. е. феноменального мира, и представляют собой известную условную неправильность, нужную для познания условно неправильного мира.

Устройство человека

Человек есть машина, но машина особая. Он является машиной, которая в определённых обстоятельствах и при правильном обращении может знать то, что он - машина, а полностью это осознав, он может обнаружить и пути к прекращению своего бытия как машина.

Прежде всего ему требуется знать, что он не единое, а многое. У него нет одного постоянного и неизменного «Я» или Эго. Он всегда различен. В один момент он один, в другой - другой, в третий - третий и так далее почти до бесконечности.

Иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь ощущением одного физического тела и его именем, которое в нормальных условиях всегда остаётся тем же самым, а в-третьих, множеством механических навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации. Обладая все теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же привычки и склонности, что и раньше, он верит, будто всегда был тем же самым.

В действительности же никакого единства нет, нет контролирующего центра, постоянного «Я» или Эго. Общая картина человека такова:

 

Всякая мысль, всякое чувство, ощущение, желание, хотение и нехотение есть некое «Я». Эти «Я» не связаны и не согласованы друг с другом каким бы то ни было образом. Каждое из них зависит от перемен во внешних обстоятельствах и от изменения впечатлений.

Цель нравственного совершенствования

Мораль нам необходима. Но в то же время мы должны по-мнить, что нет ничего опаснее морализма, пошедшего по непра-вильному пути. Нигде увлечение деятельностью не дает таких печальных плодов, как в области морали. Увлекаясь своей нравственностью и нравственной проповедью, человек забывает цель нравственного совершенствования, забывает, что цель в познании. Он начинает видеть цель в самой нравственности. Тогда происходить априорное разделение эмоций на хорошие и нехорошие, «нравственные» и «безнравственные». Вместе с тем окончательно теряется правильное понимание цели и значения эмоций. Человек ув-лекается своей «хорошестью». Ему хочется, чтобы все другие были такими же «хорошими», как он, или как далекий поставленный им самому себе идеал. Является своего рода моральный эстетизм - наслаждение моралью ради морали; или моральный спорт - упражнение в морали ради морали. Это останавливает всякую мысль. Человек начинает всего бояться. Во всем, во всех проявлениях жизни, ему начинает чудиться что то «без-нравственное», могущее низвести его или других с той высоты, на которую они поднялись или могут подняться. У него развивается необыкновенно подозрительное отношение к чужой нравствен-ности. В пылу прозелитизма, желая распространять свои нрав-ственные взгляды, он начинает уже определенно враждебно от-носиться ко всему, несогласному с его нравственностью. Это уже все «черное» в его глазах. Начав с полной свободы, он очень легко, несколькими компромиссами, убеждает себя в необходимо-сти бороться со свободой. Он уже начинает допускать известную цензуру мысли. Свободное выражение мнений, противоположных его собственным, кажется ему уже почти недопустимым... Все это может делаться из самой искренней любви к людям. Но конец этого нам хорошо известен.

Нет тирании ожесточеннее тирании морали. Все приносится ей в жертву. И, конечно, нет ничего более ослепляющего, чем такая тирания, чем такая «мораль».

И тем не менее человечеству нужна мораль. Оно ее страстно ищет и может быть найдет.

Чистые и нечистые эмоции

Существует разделение эмоций на ч и с т ы е и нечистые. Мы все знаем это, все пользуемся этими словами, но очень плохо понимаем, что это значит. В самом деле, что значит «чистый» и «грязный» или «нечистый» применительно к чувству?

Обычная мораль априорно разделяет эмоции на чистые и нечи-стые по внешним признакам, как Ной разделял животных в своем ковчег. При этом все «плотские я желания» попадают в разряд н е ч и с т ы х. Но относительно последнего я уже указывал на мысль Н. В. Розанова, что в аскетизме идея скверны идет со стороны полового извращения. В действительности, конеч-но, «плотские желания» точно так же чисты, как и все в природе. И однако эмоции действительно бывают чистые и нечистые. Мы очень хорошо чувствуем, что в этом делении есть правда. Где же она? И что она значит?

Ключ к этому может дать только рассмотрение эмоций с точки зрения познания.

Нечистая эмоция - это совершенно такая же вещь, как нечи-стое стекло, нечистая вода или нечистый звук, т. е. эмоция не чистая, а с примесями или с налетом, или с отзвуком других эмоций; нечистая - смешанная.

Нечистая эмоция дает неясное, не чистое познание, как нечи-стое стекло дает смутную картину. Чистая эмоция дает ясное, чи-стое изображение того, для познания чего она предназначается.

Это единственное разрешение вопроса. Придти к этому разрешению нам особенно мешают обычные моральные тенденции, заранее разделившие эмоции на «нравственные» и «безнравственные».

Но если мы попробуем на минуту отрешиться от обычных моральных рамок, то мы увидим, что дело значительно проще, что нет по природе чистых и по природе нечистых эмоций, и что каждая эмоция может быть чистой или нечистой, смотря по тому, есть в ней примеси других эмоций или нет.

Может быть чистая чувственность, чувственность «Песни Песней», переходящая в ощущение космической жизни и дающая возможность слышать биение пульса Природы. И может быть не-чистая чувственность, - нечто, стыдящееся само себя, или не сты-дящееся ничего, безвкусное, неразборчивое и безобразное; нечи-стое потому, что стремление к красоте, неразрывно связанное с чувственностью, есть залог эволюции самой чувственности.

Может быть чистая симпатия - и может быть симпатия с расчетом, с надеждой даже бессознательной получить что-нибудь для себя за свою симпатию. Может быть чистая любознательность, жажда знания ради знания, и может быть такое стремление к знанию, где впереди идут соображения пользы или выгоды от этого знания.

Во внешних проявлениях чистые и нечистые эмоции могут очень мало различаться. - Два человека могут играть в шахматы, по внешности действуя совершенно одинаково, но в одном будет говорить самолюбие, желание победы, и он будет полон разных неприятных чувств по отношению к своему противнику - боязни, зависти за удачный ход, досады, ревности, враждебности, или расчета на выигрыш; а другой будет просто разрешать лежащую перед ним сложную математическую задачу, совсем не думая о своем противнике.

Эмоция первого будет нечистой, уже по одному тому, что в ней очень много личного и очень много чуждого, смешанного. Эмоция второго будет чистой и совершенно не личной.

Примеры подобного разделения по внешности одинаковых эмоций мы можем видеть постоянно в художественной, литератур-ной, научной, общественной, даже в духовной и религиозной деятельности людей. Во всех областях только полная победа над личным элементом ведет человека к правильному познанию мира и себя. Все эмоции, окрашенные элементом себя, яв-ляются выпуклыми, вогнутыми или искривленными стеклами, не-правильно преломляющими лучи и искажающими вид мира.

Правильное познание требует чистых эмоций. Чистота эмоций в значительной степени зависит от освобождения их от эле-мента себя, потому что примесь мелкого, личного, эгоистического чувства делает всякую эмоцию не чистой.

Таким образом задача эмоционального познания заключается в соответствующей подготовке эмоций, служащих орудиями познания.

Эмоции

Эмоции служат познанию. Есть вещи и отношения, которые можно познать только эмоционально и только данной эмоцией.

Чтобы понять психологию игры, нужно пережить эмоции игрока; чтобы понять психологию охоты, нужно пережить эмоции охотника; психология влюбленного непонятна сухому и холодному человеку; состояние ума Архимеда, выскочившего из ванны, непонятно мирно-му гражданину, смотрящему на него, как на сумасшедшего; чувство бродяги по земному шару, вдыхающего морской воздух и смотрящего на морской горизонт, непонятно человеку, удовлетворяюще-муся своей оседлой жизнью. Чувство верующего непонятно неве-рующему, и чувство неверующего непонятно верующему. Люди потому так плохо понимают друг друга, что они живут всегда разными эмоциями. И они понимают друг друга только тогда, когда одновременно испытывают одинаковые эмоции. - Народная мудрость хорошо знает этот факт: - «сытый голодного не разумеет» говорит она - «пьяный трезвому не товарищ»; «рыбак рыбака видит издалека»...

В этом взаимном понимании или в иллюзии взаимного понимания, при погружении в одинаковые эмоции лежит одно из главных очарований любви. Об этом очень хорошо писал Мопассан в маленьком эскизе «Одиночество».

В этой же иллюзии - секрет власти алкоголя над человеческими душами.

Эмоции - это цветные окна души, цветные стекла, через кото-рые душа рассматривает мир. Каждое такое стекло помогает найти в рассматриваемом объекте те или другие краски, но оно же мешает найти противоположные. Поэтому совершенно справедливо говорят, что одностороннее эмоциональное освещение не может дать правильного представления об объекте. Ничто не дает такого ясного представления о вещах, как эмоции, и ничто так сильно не вводит в заблуждение, как эмоции.

«Материализм», или «энергетизм»

«Материализм», или «энергетизм» утверждает, что явления жизни и сознания - только функция физических явлений, что без физических явлений явления жизни и сознания существо-вать не могут, и представляют собой только известную слож-ную комбинацию этих последних. Материализм утверждает, что явления сознания создаются из преломленных в живом организме внешних раздражений, - что вся психическая и ду-ховная жизнь эволюционировала из простой раздражаемости клеточки, т. е. из способности отвечать движением на внеш-нее раздражение, - что все три рода явлений в сущности одно и то же,- и высшие, т. е. явления жизни и сознания суть только различные проявления низшего, т. е. явлений движения. На все это можно возразить одно. Если бы это было верно - это давно было бы доказано. Ничего не может быть легче, как доказать материалистическую гипотезу. Стоит только получить механическим путем жизнь или сознание. Материализм - это одна из тех «очевидных» теорий, которые не могут быть верны без доказательств, потому что они не могут не иметь доказательств, если в них есть хоть крупица истины.

Но доказательств у материализма нет, наоборот бесконечно большая потенциальность жизни и сознания в сравнении с меха-ническим движением говорит нам нечто, совершенно противо-положное. И мы с полным правом можем сказать, что материализм - это такая же субъективная теория, как любая доктрина догматической теологии. Достаточно одного указанного факта огромной освобождающей, развязывающей силы явлений сознания для того, чтобы совершенно реально и твердо поставить проблему о мире скрытого.

И мир скрытого не может быть миром бессознательного механического движения.

Материализм допускает возможность объяснения высшего через посредство низшего, допускает возможность объяснения не-видимого через посредство видимого. Но мы уже говорили вначале, что нельзя объяснить одно неизвестное посредством другого. - Еще меньше оснований объяснять известное посредством неизвестного.

То низшее (материя и движение), которым материализм стре-мится объяснить «высшее» (жизнь и мысль), само неизвестно. Сле-довательно, им нельзя объяснять и определять ничего другого. Между тем высшее, т. е. мысль, это наше единственное известное, единственно, что мы знаем, что мы сознаем в себе, и в чем мы не можем ошибаться и сомневаться.

И раз мысль может вызвать или развязать движение, а движение никогда не может вызвать или развязать мысли (из вращающегося колеса никогда не получится мысли), то, конечно, мы должны стремиться определить не высшее посредством низшего, а низшее посредством высшего. И раз невидимое, как содержание книги или назначение часов, определяет собою видимое, то и мы должны стремиться понять не видимое, а неви-димое.

Исходя из неправильного предположения о механичности нуменальной стороны природы, позитивная наука, на которой основано миросозерцание интеллигентного большинства современного чело-вечества, делает еще другую ошибку при рассмотрении закона причин и следствий или закона функций - именно ошибается в том, что является причиной и что следствием.

2001-2005 © "Alliga Ter". Ссылки на материалы сайта и использование их в любой форме не следует рассматривать как поддержка взглядов авторов, которые их выражают. Имеете вопрос или комментарий? Пожалуйста, пишите на электронный адрес alliga_ter@list.ru. Прочитайте пожелания  про защиту прав интеллектуальной собственности


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Площадь Встреч
Школа Управление Нервной Системой
Hosted by uCoz